Найти тему
История живописи

Петербург на картинах Айвазовского

Сегодня мы рассмотрим много картин самого известного русского мариниста, посвященных столице империи в тот период - Санкт-Петербургу. В статье будет много картин (все кисти Айвазовского, поэтому автора я указывать не буду) и небольшие пояснения к ним. Но в начале немного расскажу об истоках петербургского сюжета в творчестве Айвазовского.

С Петербургом художника многое связывало - он приехал сюда учиться из своей родной Феодосии в 1833 году. Айвазовский был из небогатой семьи, но его талант уже с детства заметили разные люди, которые ему всячески помогали. По рекомендации его учителя Гросса, его зачислили в Императорскую Академию художеств за казенный счет. Обучаясь там он и напишет свою первую картину, связанную со столицей.

"Вид на взморье в окрестностях Петербурга", 1835. Такие пейзажи можно увидеть как на северном, так и на южном побережье Финского залива, неподалеку от города.
"Вид на взморье в окрестностях Петербурга", 1835. Такие пейзажи можно увидеть как на северном, так и на южном побережье Финского залива, неподалеку от города.

За эту картину, а также за "Этюд воздуха над морем" он получил серебряную медаль и назначен помощником к известному в то время французскому художнику-маринисту Филиппу Таннеру, который в тот период работал в Академии. С ним у Айвазовского случился серьезный разлад, едва не стоивший карьеры юному художнику. Дело в том, что Айвазовский представил несколько своих картин на выставке Академии, а по правилам он мог это сделать только с разрешения своего учителя - Таннера. Тот пожаловался Николаю I на своего помощника и император распорядился убрать с выставки полотна молодого живописца. Художник впал в немилость, император смягчился только когда за Айвазовского вступился учитель его детей. В 1837 году художник закончил Академию на два года раньше срока (ввиду особых его успехов в учении), получив там большую золотую медаль за картину "Штиль". Далее он был отправлен на два года в Крым для самостоятельной работы, а затем еще на шесть лет в командировку в Европу, где он должен был совершенствовать свои навыки.

"Вид на Большой Каскад и Большой Петергофский дворец", 1837. Один из самых узнаваемых видов парка главного туристического пригорода Петербурга.
"Вид на Большой Каскад и Большой Петергофский дворец", 1837. Один из самых узнаваемых видов парка главного туристического пригорода Петербурга.
"Нева", год написания картины не известен. Вдали виден купол Исаакиевского собора и шпиль адмиралтейства.
"Нева", год написания картины не известен. Вдали виден купол Исаакиевского собора и шпиль адмиралтейства.
"Кронштадт. Форт «Император Александр I»", 1844. Один из многочисленных фортов в акватории Невской губы (так называемой "Маркизовой лужи"). На заднем плане слева виден Кронштадт, по центру - его гавани, где виден "лес" из мачт кораблей, стоящих там на якорях.
"Кронштадт. Форт «Император Александр I»", 1844. Один из многочисленных фортов в акватории Невской губы (так называемой "Маркизовой лужи"). На заднем плане слева виден Кронштадт, по центру - его гавани, где виден "лес" из мачт кораблей, стоящих там на якорях.
"Петербургская биржа", 1847.  Видно здание Биржи и стрелка Васильевского острова с ростральными колоннами. Вдали по центру виден силуэт Князь-Владимирского собора.
"Петербургская биржа", 1847. Видно здание Биржи и стрелка Васильевского острова с ростральными колоннами. Вдали по центру виден силуэт Князь-Владимирского собора.
"Смольный монастырь. Закат солнца", 1847. Виден Смольный Воскресенский собор на территории женского монастыря, в то время возрождаемого заново. Художник, чтобы написать картину в этом ракурсе должен был оказаться на правом берегу Невы в районе впадения в нее реки Охты. Хотя сам Айвазовский чаще всего писал картины по памяти, не на "натуре" (так называемом "пленэре").
"Смольный монастырь. Закат солнца", 1847. Виден Смольный Воскресенский собор на территории женского монастыря, в то время возрождаемого заново. Художник, чтобы написать картину в этом ракурсе должен был оказаться на правом берегу Невы в районе впадения в нее реки Охты. Хотя сам Айвазовский чаще всего писал картины по памяти, не на "натуре" (так называемом "пленэре").
"Смольный монастырь", 1849. Еще один вариант монастыря, по композиции схож с предыдущим.
"Смольный монастырь", 1849. Еще один вариант монастыря, по композиции схож с предыдущим.
"Приезд Петра I на Неву", 1853. Вероятнее всего нарисован тот эпизод, в результате которого Петр и решит построить город на этом самом месте в 1703 году. Место не было совсем уж пустым на тот момент, тут были деревни в основном финские, шведские и даже крепость - Ниеншанц.
"Приезд Петра I на Неву", 1853. Вероятнее всего нарисован тот эпизод, в результате которого Петр и решит построить город на этом самом месте в 1703 году. Место не было совсем уж пустым на тот момент, тут были деревни в основном финские, шведские и даже крепость - Ниеншанц.
"Петербург. Переправа через Неву", 1870-е годы. В морозной дымке виден, вероятнее всего шпиль колокольни Петропавловского собора. Почему не Адмиралтейства? У нее не такой вытянутый шпиль: 24 метра против 47 у Петропавловского собора (долгое время бывшим самым высоким зданием города).
"Петербург. Переправа через Неву", 1870-е годы. В морозной дымке виден, вероятнее всего шпиль колокольни Петропавловского собора. Почему не Адмиралтейства? У нее не такой вытянутый шпиль: 24 метра против 47 у Петропавловского собора (долгое время бывшим самым высоким зданием города).
"Вид Петербурга", 1888. По центру хорошо видно здание биржи и стрелка Васильевского острова. Колокольня Петропавловского собора получилась, на мой взгляд не очень похожей сама на себя. В год написания картины собор после серии перестроек и переделок (последняя - в 1858 году) выглядел уже именно так, как сейчас.
"Вид Петербурга", 1888. По центру хорошо видно здание биржи и стрелка Васильевского острова. Колокольня Петропавловского собора получилась, на мой взгляд не очень похожей сама на себя. В год написания картины собор после серии перестроек и переделок (последняя - в 1858 году) выглядел уже именно так, как сейчас.
"Александр II на замерзшей Неве", 1890. Ледоруб, сняв шапку, кланяется императору, проезжающему на санях. Вдали видна Биржа и стрелка Васильевского острова, справа - Петропавловская крепость,
"Александр II на замерзшей Неве", 1890. Ледоруб, сняв шапку, кланяется императору, проезжающему на санях. Вдали видна Биржа и стрелка Васильевского острова, справа - Петропавловская крепость,
"Исаакиевский собор в морозный день", 1891. Один из самых узнаваемых символов города изображен художником в зимний период.
"Исаакиевский собор в морозный день", 1891. Один из самых узнаваемых символов города изображен художником в зимний период.

Не смотря на то, что художник, родившийся в Крыму, в целом не любил севера с их холодами ("Я предпочитаю день жизни в Италии месяцам на севере"), о Петербурге он отзывался неплохо: "Это чувство или привычка – моя вторая натура. Зиму я охотно провожу в Санкт-Петербурге... Но чуть повеет весной – и на меня сразу нападает тоска по родине, меня тянет в Крым, к Черному морю".

Спасибо, что дочитали, надеюсь из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

#история #живопись #картины #айвазовский #картины со смыслом #мировое искусство #художник #русская живопись