Художник Исаак Бродский знаком неискушенному зрителю прежде всего своей работой "Расстрел 26 бакинских комиссаров". В советское время эту картину знал каждый второй, если не больше. А начался его творческий путь в Таврической губернии Российской империи, городе Бердянске, училище которого он закончил. После этого было еще Одесское художественное училище, и, в конце концов, он добрался и до Санк-Петербурга, где учился в Академии художеств (которая тогда, после реформ, тоже называлась училищем).
Там Бродский занимался под руководством Ильи Репина, сильно повлиявшем на его художественный стиль. Именно Академия художеств оплачивала Бродскому его путешествие по Европе, в рамках которого он посетил, в том числе Италию. Там, в ее столице, он и напишет свою работу "Аллея парка в Риме", которая не сохранилась до наших дней, осталась лишь иллюстрация из книги 1929 года, посвященной творчеству автора.
Много лет спустя, после выставки Бродского "Художники РСФСР за 15 лет", проходившей в 1934 году, другая картина живописца была приобретена Третьяковской галереей, называлась она "Аллея парка":
Сотрудникам музея сразу показалось она, что называется, "до боли знакомой", ибо композиция полотна практически повторяет работу 1911 года. Критик Александр Бенуа писал о Бродском, как о "маниаке", который находит вдохновение в "хитросплетении ветвей, в мозаике всюду рассеянных солнечных бликов, в разнообразии поз и групп". Действительно это мы и видим на картине: высокие старые деревья парка, причудливые узоры от тени их ветвей на земле и отдыхающие группы людей.
Как это уже не раз бывало, точку поставила рентгенограмма полотна - она показала, что это действительно одна и та же картина. Но если в полотне 1911 года мы видим прогуливающихся няней с детьми в костюмах начала века, то в 1930 году - советских женщин и детей, одетых в соответствии с модой своего времени. Художник в целом внес незначительные изменения - так, исчезли мраморные статуи в парке, изменились позы некоторых персонажей и вдали, на линии горизонта, появилась водная гладь.
Почему же художник решил избавиться таким вот интересным образом от своей старой картины? Поделюсь с вами своим мнением: Бродский был человеком, принявший новую советскую власть и активно с ней работавшим - кроме упомянутых "Комиссаров", были еще многочисленные выполненные им портреты Ленина, Сталина и других видных советских деятелей. Поэтому эхо буржуазного прошлого, изображенного на римской аллее, да еще и выполненного в эпоху царского режима, было явно для него если не бременем, то уж точно не особо ценным экспонатом его прошлой деятельности.
Кроме идеологической была еще и коммерческая составляющая - зачем уничтожать то, что можно продать, если слегка подправить. На эту мысль меня навели воспоминания небезызвестного детского писателя Корнея Чуковского, который посещая Бродского отметил, что тому "чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать „расстрелы“ и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина". И, подытоживая, приведу еще одну цитату Чуковского из его "Дневников", где он описывает то, что увидел в гостях у художника:
Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых „расстрелов“ в клубы, сельсоветы и т. д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них своё имя и живёт припеваючи. Все „расстрелы“ в чёрных рамках. При мне один из копировальщиков получил у него 20 червонцев за пять „расстрелов“.
Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.
#история #живопись #искусство #картины #культура #бродский #русская живопись #искусствоведение