Найти в Дзене
История живописи

Ныне позабытый художник-жанрист, едва не ставший торговцем

"Экипаж", Н.Г. Богданов, 1875. Частное собрание.
"Экипаж", Н.Г. Богданов, 1875. Частное собрание.

Снова сегодня речь будет идти о художнике, о котором крайне мало информации, практически везде в источниках пересказывают одни и те же данные, которые приведены в книге 1890 года выпуска "Наши художники" искусствоведа Федора Булгакова. И опять тот случай, когда мне даже не показать вам ни одной фотографии или портрета художника. Речь пойдет о жанристе Николае Григорьевиче Богданове.

Родился он в столице Российской империи Санкт-Петербурге в 1850 году. К моменту его поступления в Академию художеств в 20-летнем возрасте, у него за плечами уже было законченное столичное коммерческое училище. На одном из сайтов рассказана любопытная история о том, что он был сыном торговца и в коммерческое училище пошел по настоянию отца. И, что однажды выполняя заказ, он попал к живописцу, где и нашел свое настоящее призвание. Точно не могу сказать, правдива ли эта информация, ибо источники ее не указаны, но как история звучит весьма интересно.

"Рыбак с мальчиком", Н.Г. Богданов, 1889. Нижегородский художественный музей.
"Рыбак с мальчиком", Н.Г. Богданов, 1889. Нижегородский художественный музей.

В Академии художеств он учился долгие девять лет, высшее его достижение там - это большая серебряная медаль, причем тогда он работал в основном в пейзажном жанре, и, видимо, в нем он был не так хорош. Однако в 1878 году он "ездил по России для художественных занятий" и уже на следующий год выпускается из Академии именно с жанровой работой (называлась "Воспоминание"). Со следующего года он начинает участвовать в выставках Товарищества передвижников, а затем и на академических выставках тоже.

"После пожара", Н.Г. Богданов, 1881. Смоленский музей-заповедник.
"После пожара", Н.Г. Богданов, 1881. Смоленский музей-заповедник.

Не смотря на достаточно грустный сюжет на картине "После пожара" советский искусствовед Ф.С. Рогинская в своей книге, посвященной передвижникам, высказывает мысль, что в творчестве Богданова все же преобладают не такие грустные темы:

В Иркутском областном музее хранится одна из ранних его картин — «Гаваньский чиновник» (1882). В хмурый день усталый старик, мелкий служка, вместе с внуком вылавливает бревна из студеной воды — нечем топить квартиру! Однако подобные сюжеты не были характерны для работ Богданова. Его сфера — юмор, юмор мягкий, сочувственный, характерный для его картин «За кипятком» (1888), «На побегушках» (1889) и других.
"Гаваньский чиновник", Н.Г. Богданов, 1882. Иркутский областной художественный музей.
"Гаваньский чиновник", Н.Г. Богданов, 1882. Иркутский областной художественный музей.
"Крестьянские дети в пейзаже с поездом", Н.Г. Богданов, 1882. Музей В.А. Тропинина.
"Крестьянские дети в пейзаже с поездом", Н.Г. Богданов, 1882. Музей В.А. Тропинина.

На одной из академических выставок в 1882 году работу Богданова замечает "Августейший президент Академии" (то есть младший брат действующего императора, великий князь Владимир Александрович) и ходатайствует об отправке художника на один год за границу, чтобы он мог "познакомиться с произведениями известных художников-жанристов, находящихся в европейских галереях". Ф. Булгаков, упомянутый в начале статьи, так описывает дальнейшие события:

Осмотрев в том же году галереи Германии и Франции, г. Богданов в 1883 г. прислал свои этюды, исполненные в окрестностях Парижа, просил Совет продолжить ему пенсионерское содержание на два года, и когда эта просьба была уважена, отправился в Рим.
"Девочка в траве", Н.Г. Богданов, 1883. Частное собрание.
"Девочка в траве", Н.Г. Богданов, 1883. Частное собрание.

После его возвращения в Петербург, данных о художнике становится и того меньше: Булгаков скупо выдает только тот факт, что за пять лет до 1889 года "включительно им было выставлено до 14 картин".

Упомянутая автор книги о передвижниках, Рогинская, продолжает тему юмора и сатиры в работах Богданова, на примере, казалось бы, весьма мрачного сюжета:

"Возвращение с похорон", Н.Г. Богданов, 1885. Краснодарский краевой художественный музей.
"Возвращение с похорон", Н.Г. Богданов, 1885. Краснодарский краевой художественный музей.
Мягким юмором проникнута и картина Богданова «Возвращение с похорон» (1885), которая раньше принадлежала Третьяковской галерее. Забавна сама ситуация — та естественность, непринужденность, ощущение благостного отдыха, которые читаются в лицах и позах всех персонажей: и кучера, и факельщиков, и других возвращающихся с кладбища на похоронных дрогах. Их жизнерадостность, казалось бы, столь противоречащая делу, которому они служат, заставляет вспомнить семью гробовщика в «Давиде Копперфильде» Диккенса, хотя нет сомнения, что картина навеяна не литературными реминисценциями, а непосредственными наблюдениями художника.

Возможно, Богданов был бы более известен современным любителям живописи, если бы не ранняя смерть в 1892 году от бича тех времен - чахотки, погубившей столько талантливых живописцев, да и не только.

"Запоздала", Н.Г. Богданов, 1889. Челябинский музей изобразительных искусств.
"Запоздала", Н.Г. Богданов, 1889. Челябинский музей изобразительных искусств.

Вероятнее всего, туберкулез у художника диагностировали за несколько лет до этого, потому как с конца 1880-х он перебирается на юг страны, а именно это в те времена рекомендовали больным чахоткой. В одних источниках указано, что умер он в Киеве, в других - в Одессе.

Спасибо, что дочитали, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь. А если есть вопросы или мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях, мне будет интересно прочитать.

"Уличная сценка в Каире", Н.Г. Богданов, 1891. Музей-заповедник «Павловск».
"Уличная сценка в Каире", Н.Г. Богданов, 1891. Музей-заповедник «Павловск».