Хотя эта скульптурная группа очень сложной композиции, она все же характерна для европейской резной кости, в значительном количестве воплощавшей религиозные сюжеты.
Композиция, изображающая снятие с креста, состоит из восьми фигур, не все из которых можно точно идентифицировать, но там точно есть, кроме собственно Иисуса, Дева Мария, святой Иоанн, Мария Магдалина. Все фигуры невозможно увидеть одновременно, они открываются только если скульптуру обойти вокруг.
Эту работу заказал принц Лихтенштейна Карл Евсевий, один из выдающихся центральноевропейских коллекционеров произведений искусства и покровителей музыки 1600-х годов. Контракт поставил перед автором, скульптором Адамом Ленкхардтом задачу вырезать восьмичастную композицию из цельного куска бивня африканского слона из собственной казны Евсевия. Размер работы и ее силуэт вписывается в средний размер и форму бивня: 44,8 х 16,5 х 12,1 см.
На эту работу, как сообщается на сайте музея, у художника ушло семь лет, и кажется, именно потому, что он вырезал ее из одного цельного куска бивня. Не совсем понятна цель такой конструкции, кроме демонстрации высокого мастерства автора. Такое решение привело ко многим неудобствам. Самое главное — нужно было создать такую композицию, чтобы она легко и красиво вписалась в форму цилиндра, именно такую форму имеет бивень слона (и мамонта, который используется для резьбы в настоящее время). Вписывая фигуры в цилиндр по кругу, так, что с каждой стороны открывается что-то новое, художник блестяще справился с этой задачей, уместив целых восемь человек и несколько предметов в ограниченном пространстве. Все фигуры соединены между собой, поэтому скульптура получилась достаточно прочная, без выступающих хрупких частей, она в хорошей сохранности в настоящее время.
Другая трудность в создании такой композиции из одного куска материала — чисто техническая: нужна большая осторожность при резьбе, чтобы вырезать все детали, не затронув и не сломав то, что вокруг. Поэтому совсем уж тонких деталей тут нет. Лестница и крест выглядят так, как будто они все-таки вырезаны отдельно, и на них смонтированы фигуры людей, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что это действительно было сделано все вместе.
Интересная особенность: внутри бивня имеется полость, так называемая пульпа, которую художнику удалось избежать, расположив детали композиции специальным образом. Но он не стал оставлять внутри такую пустоту, и изготовил «затычку» с резным черепом, которая заполнила ее.
*По материалам Кливлендского художественного музея.
©Татьяна Артюхова
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк!💕 А то и подписаться, чтобы читать больше статей о резьбе по кости!
👇👇👇
Мы профессиональные скульпторы, работаем с бивнем мамонта и ценными породами дерева. На нашем канале мы публикуем статьи о резьбе по кости, видео из нашей мастерской о том, как мы режем, обзоры наших выставок и новых работ.
Также вы можете подписаться на наш канал в Telegram, где мы публикуем только наши новые актуальные скульптуры:
Сайт авторов: