Зимний период и сильный снегопад могут удивить всех. Зима также является большой проблемой для служб аэропортов, которым постоянно приходится бороться со снегом на взлетно-посадочных полосах или обледенелыми самолетами. В таких реалиях необходима специализированная техника, которая сможет эффективно выполнять поставленные задачи.
Россияне умеют пользоваться самыми необычными, бескомпромиссными решениями. Автомобили, о которых сегодня пойдет речь, - это грузовики с прикрепленными к ним реактивными двигателями от истребителей.
С другой стороны, истоки этих идей можно увидеть в развитии железных дорог. Уже в 1930-х годах в Германии был разработан поезд Schienenzeppelin с поршневым авиационным двигателем. Затем, в 1966 году, в США был построен тепловоз М-497 «Черный Жук», в котором использовались два реактивных двигателя General Electric J47-19 от бомбардировщика Convair B-36 Peacemaker. В СССР также создали прототип реактивного поезда.
Хотя эта идея быстро рухнула, на советских железных дорогах по-прежнему использовались реактивные двигатели, на этот раз для уборки снега с путей, причем их устанавливали на специальные поезда, в которых часто применялись кабины традиционных грузовиков. Модификаций было много: известно, например, существовали специально перестроенные автобусы типа «Икарус 60», приспособленные для движения по рельсам и оснащенные авиационным двигателем.
Этот метод, хотя и казался безумным, был простым и эффективным. Тем более, что в СССР не было недостатка в истребителях или другой подобной технике. Неудивительно, что реактивные снегоуборщики также нашли свое применение в аэропортах, а вагоны и локомотивы были заменены на грузовые шасси. Анализируя фотографии, можно прийти к выводу, что подобные машины строились и в 1950-х годах. Более поздние примеры используются до сих пор.
Конечно, использовались классические советские или российские грузовики повышенной проходимости, такие как КрАЗ, Урал или Зил. Это оборудование неуклюжее, но в то же время простое и очень прочное, с отличными вариантами конфигурации. Реактивный двигатель установлен в передней части грузовика на специальной стреле. Самым ранним агрегатом является Климов ВК-1, известный по истребителям МиГ-15 и весящий менее 900 килограммов. Часто эта конструкция даже старше самих автомобилей, так как Климов ВК-1 был построен в 1947 году и стал первым серийным реактивным двигателем, построенным в СССР. Он произошел от Rolls-Royce Nene 1944 года создания и мог похвастаться тягой в 26,5 кН.
Как это работает на практике? Работой реактивного двигателя управляет водитель, у которого есть предназначенная для этого панель управления, выглядящая так, будто ее сняли с самолета. Конечно, ему приходится быть осторожным, ведь температура выхлопных газов достигает даже 600 градусов по Цельсию, что может повредить дорожное покрытие. Стоит также упомянуть, что у реактивного двигателя действительно огромный аппетит к топливу: ВК-1 сжигает до 1700 килограммов авиакеросина в час, поэтому в задней части машины установлен заправщик. Сам грузовик часто имеет специальную шумоизоляцию кабины, предохраняющую оператора от потери слуха.
Для уборки снега используются различные автомобили в разной комплектации: на некоторых из них сзади или по бокам установлены сопла реактивного двигателя. Существуют и более крупные варианты, например устанавливаемые на тяжелое шасси МАЗ 537.
В этом случае сдвоенные сопла выведены в стороны, а сам двигатель крупнее: речь идет о микулинском агрегате РД-3М, используемом в больших бомбардировщиках и пассажирских самолетах. Этот двигатель весит более 3 тонн. Топливный аппетит у него огромен, ведь РД-3М расходует 174 килограмма авиакеросина в секунду! Двигатели этого типа устанавливались и на тяжелые карьерные самосвалы БелАЗ 540.