Найти тему
Автолюкс

История снегоуборочных машин с реактивным двигателем от самолета - российский способ пережить суровую зиму

Зимний период и сильный снегопад могут удивить всех. Зима также является большой проблемой для служб аэропортов, которым постоянно приходится бороться со снегом на взлетно-посадочных полосах или обледенелыми самолетами. В таких реалиях необходима специализированная техника, которая сможет эффективно выполнять поставленные задачи.

Россияне умеют пользоваться самыми необычными, бескомпромиссными решениями. Автомобили, о которых сегодня пойдет речь, - это грузовики с прикрепленными к ним реактивными двигателями от истребителей.

С другой стороны, истоки этих идей можно увидеть в развитии железных дорог. Уже в 1930-х годах в Германии был разработан поезд Schienenzeppelin с поршневым авиационным двигателем. Затем, в 1966 году, в США был построен тепловоз М-497 «Черный Жук», в котором использовались два реактивных двигателя General Electric J47-19 от бомбардировщика Convair B-36 Peacemaker. В СССР также создали прототип реактивного поезда.

Хотя эта идея быстро рухнула, на советских железных дорогах по-прежнему использовались реактивные двигатели, на этот раз для уборки снега с путей, причем их устанавливали на специальные поезда, в которых часто применялись кабины традиционных грузовиков. Модификаций было много: известно, например, существовали специально перестроенные автобусы типа «Икарус 60», приспособленные для движения по рельсам и оснащенные авиационным двигателем.

     Икарус 60 превратился в снегоуборщик
Икарус 60 превратился в снегоуборщик

Этот метод, хотя и казался безумным, был простым и эффективным. Тем более, что в СССР не было недостатка в истребителях или другой подобной технике. Неудивительно, что реактивные снегоуборщики также нашли свое применение в аэропортах, а вагоны и локомотивы были заменены на грузовые шасси. Анализируя фотографии, можно прийти к выводу, что подобные машины строились и в 1950-х годах. Более поздние примеры используются до сих пор.

     Один из первых грузовиков для уборки снега (1958 г.)
Один из первых грузовиков для уборки снега (1958 г.)

Конечно, использовались классические советские или российские грузовики повышенной проходимости, такие как КрАЗ, Урал или Зил. Это оборудование неуклюжее, но в то же время простое и очень прочное, с отличными вариантами конфигурации. Реактивный двигатель установлен в передней части грузовика на специальной стреле. Самым ранним агрегатом является Климов ВК-1, известный по истребителям МиГ-15 и весящий менее 900 килограммов. Часто эта конструкция даже старше самих автомобилей, так как Климов ВК-1 был построен в 1947 году и стал первым серийным реактивным двигателем, построенным в СССР. Он произошел от Rolls-Royce Nene 1944 года создания и мог похвастаться тягой в 26,5 кН.

     Очиститель на базе КрАЗа
Очиститель на базе КрАЗа

Как это работает на практике? Работой реактивного двигателя управляет водитель, у которого есть предназначенная для этого панель управления, выглядящая так, будто ее сняли с самолета. Конечно, ему приходится быть осторожным, ведь температура выхлопных газов достигает даже 600 градусов по Цельсию, что может повредить дорожное покрытие. Стоит также упомянуть, что у реактивного двигателя действительно огромный аппетит к топливу: ВК-1 сжигает до 1700 килограммов авиакеросина в час, поэтому в задней части машины установлен заправщик. Сам грузовик часто имеет специальную шумоизоляцию кабины, предохраняющую оператора от потери слуха.

Для уборки снега используются различные автомобили в разной комплектации: на некоторых из них сзади или по бокам установлены сопла реактивного двигателя. Существуют и более крупные варианты, например устанавливаемые на тяжелое шасси МАЗ 537.

     Очиститель на базе МАЗа 537
Очиститель на базе МАЗа 537

В этом случае сдвоенные сопла выведены в стороны, а сам двигатель крупнее: речь идет о микулинском агрегате РД-3М, используемом в больших бомбардировщиках и пассажирских самолетах. Этот двигатель весит более 3 тонн. Топливный аппетит у него огромен, ведь РД-3М расходует 174 килограмма авиакеросина в секунду! Двигатели этого типа устанавливались и на тяжелые карьерные самосвалы БелАЗ 540.

     Очиститель на базе БелАЗа 540
Очиститель на базе БелАЗа 540
Авто
5,66 млн интересуются