Пабло Пикассо (1881–1973) — художник во многом противоречивый, вызывающий, как и большинство гениев, самые разные чувства. Официально он считается выдающимся новатором, сумевшим изменить современное искусство, а его картины стоят миллионы долларов. Да и написал он их очень много, что повлияло на популярность художника в мире, а в особенности на его материальное состояние. Он заводил романы с самыми красивыми и знаменитыми женщинами и больше всего на свете любил жизнь во всех её проявлениях. Пикассо ни в коем случае нельзя назвать праведником, он обожал смотреть корриду — национальное увлечение испанцев, хотя и прожил большую часть жизни во Франции, где приобщился к практически ежедневному употреблению вина. Впрочем, алкоголиком, как Фрэнсиса Бэкона или Мориса Утрилло его назвать было нельзя — в жизни слишком много радости и удовольствий, она слишком интересна, зачем её губить на дне стакана?
Пикассо старательно пропускал через себя всё, что может служить источником вдохновения и помочь написать картины: работы предшественников, в том числе великих мастеров прошлого, книги, скульптуры, заметки об исторических событиях и обо всех культурных достижениях человечества. И поглощал он их неустанно и со страстью, возможно потому его творчество столь изменчиво и при этом в нём немало заимствований, но при этом талантливо переработанных самим художником.
Однако все эти перемены стилей, разные периоды творчества — от голубого, розового, африканского, кубизма до неоклассицизма и сюрреализма, сам образ жизни художника, баснословные цены на его работы, которые многие просто не воспринимали: «моя пятилетняя дочка рисует лучше», вызывали раздражение и недовольство. Его считали провокатором и манипулятором, который просто переделывает чужие картины.
Например, картина «Женщине в шляпе», датируемая 1936 годом, — это просто переделанные примитивные африканские мотивы, а ранняя работа «Портрет Ольги Хохловой» практически дословно копирует стиль французского художника Жана Огюста Доминика Энгра.
Да и столь резкая смена стилей некоторых раздражала:
«нужно писать последовательно, чтобы было понятно, что картины художника из себя представляют, тогда и выбирать легче для потенциальных заказчиков, а посещая персональную выставку не нужно ожидать нечто из ряда вон выходящего».
А ещё блюстителей нравственности, а вернее любителей посудачить о причудах сильных мира сего, раздражало отношение Пикассо к женщинам. Однажды он купил мартышку, но вот незадача — в квартире ему показалось тесновато, и художник просто указал очередной любовнице на выход.
Да и совершенно не заботился о собственных детях — они откровенно нуждались, однако Пикассо, который заработал баснословные деньги на своих картинах, тратил их на шикарную жизнь и покупку недвижимости.
В принципе так оно и было, доля правды в этих претензиях есть, но только доля, если разобраться получше, окажется, что Пикассо не самый худший человек, а уж художник точно замечательный. На каждый подобный довод легко найти контраргумент.
Большинство художников творили, опираясь на что-то уже созданное до них, какие-то творческие наработки, которые доделывали и переделывали на свой лад. Импрессионисты брали за основу творчество Ватто, Ватто брал в качестве примера для подражания картины Рубенса, Рубенс вдохновлялся Тицианом, Тициан изучал творчество Рафаэля и взял некоторые его наработки, Рафаэля впечатляли картины Леонардо да Винчи и скульптуры Микеланджело. Любой гений, оставивший после себя выдающиеся произведения искусства запускает эстафету подражаний и переработок, примерно, как вся сострадательная литература вышла из гоголевской шинели.
А вся эта резкая смена стилей — явный признак таланта и творческого поиска. Пикассо не метался, не найдя своего жанра и художественного направления, в чём бы смог преуспеть, напротив, его постоянный поиск приводил к появлению неординарных картин, которые были высоко оценены — не случайно за полотно в стиле кубизма «Обнажённая, зелёные листья и бюст» заплатили 155 млн долларов.
Конечно, тут многое зависит от раскрученности художника, готовности заказчика инвестировать такие деньги, но никто не будет платить столько за заурядную ремесленную поделку, которых было немало во все времена.
И не всегда деньги были для Пикассо главным — когда от него требовали картины в стиле кубизма, он начал писать вполне традиционные картины в художественном направлении неоклассицизма, словно во дворе XIX век. Словно набаловавшись со странными формами и искажением пропорций, решил вернуться к обычной фигуративности и нестареющей классике.
Да и хороший человек не всегда синоним слову талантливый художник, зачастую наоборот. Например, Эдгар Дега был явным мизантропом и чурался физической близости с женщинами, Караваджо — смутьяном и драчуном, Густав Климт неисправимым бабником, но так ли всё это важно, если они оставили после себя великолепное творческое наследие? А любовницы Пикассо сами выбирали свою судьбу, если они не полные дуры, то должны были представлять, что он из себя представляет, и понимать — Пикассо важнее всего творчество и собственное эго, а не временные возлюбленные, которых он менял как перчатки. Да и мартышка — всего лишь повод расстаться с очередной надоевшей пассией, пусть даже такой унизительный и оригинальный.
Хотя Пикассо откровенно повезло — он родился в XX веке и у него были все шансы добиться успеха ещё при жизни, оставляя при этом огромные возможности для творческого поиска и создание чего-то совершенно неординарного. Если раньше художники, например, те же первые импрессионисты, находились в «прокрустовом ложе» условностей и ограничений, их картины совершенно не воспринимала консервативная публика и желание писать по-новому автоматически подразумевало необходимость работать «в стол», то в XX веке можно и нужно было писать в стиле авангарда, более того, только так и можно было по-настоящему прославиться. Пикассо прославился и стал пожинать плоды своего успеха, хотя для этого нужно быть по-настоящему неординарной личностью. Сколько их было, есть и будет художников и таковыми себя считающими, но знаем и восхищаемся мы полотнами только истинных мастеров, одним из которых и был Пабло Пикассо, чтобы про него не говорили критики и злопыхатели.
Интерьерная живопись, графика, элементы декора, товары мастеров рукоделия познакомиться в живую можно посетив арт ярмарку 8-9 апреля в Artplay "Зажги снега".
автор статьи Михаил Федорин