Найти в Дзене

Подавляют и направляют: ученые выяснили роли, которые мамы играют в успехах детей-первоклашек

Беспокойство родителей об успехах детей связано не столько с успеваемостью ребенка, сколько с личностью взрослого, его возрастом и уровнем образования. Екатерина Ланина, Александра Бочавер и Инна Антипкина исследовали особенности родительского контроля младших школьников и выяснили, что наиболее жесткими контролерами чаще всего оказываются молодые матери без высшего образования с одним ребенком. Статья вышла в новом номере журнала «Вопросы образования»

Считается, что контроль родителей бывает двух типов. Психологическим, когда ребенку навязывают чувство вины, обещают любовь взамен на послушание, дают навязчивые советы. Или поведенческим, когда жизнь ребенка строго регламентирована правилами и запретами. Однако такое деление мало объясняет механизмы, которые формируют практики контроля, потому что все родители могут использовать оба типа воздействий.

Что существующие типы родительского контроля не годятся для определения связи с образовательными результатами детей, исследователи выяснили, когда применили новую тестовую систему «Старт». Инструмент создали эксперты Центра психометрики и измерений в образовании Института образования ВШЭ для оценки академических результатов первоклассников. Кроме прочего, линейка диагностик «Старта» включает в себя анкетирование родителей. Вопросы касаются способов контроля детей, в том числе использования гаджетов и цифровых ресурсов. Исследование, которое положено в основу статьи, охватило 3837 семей из Новосибирска и Новосибирской области. Большей частью это ответы матерей, ведь именно они наиболее вовлечены в учебные дела детей. 

В ходе анализа данных стало очевидно, что паттерны ответов не укладываются в психологический и поведенческий типы контроля. Поэтому с помощью факторного моделирования авторы проверили другую классификацию, которая предполагает деление типов контроля по ролям родителей. Первая роль – «вертолет» – уже подробно описана в научной литературе, такие родители словно зависают над ребенком в стремлении контролировать «все и вся». Вторая – «медиатор» – предложена авторами, в этой роли родители выступают посредниками, учат выстраивать отношения с учителем и одноклассниками, принимать решения и отвечать за поступки.

Новый подход помог выяснить, что уровень каждого вида контроля связан с уровнем образования родителей, их возрастом, числом детей в семье, а также с когнитивными достижениями ребенка на входе в школу – умением читать и считать. Так, родители единственного ребенка чаще оказываются «вертолетами», что можно объяснить повышенной тревожностью, большим количеством доступных ресурсов и меньшей усталостью. В этой группе также матери, которым нет тридцати лет. Активность родителей старше 40 направлена, в основном, на контроль за тем, как дети используют смартфоны и компьютеры. При этом матери с высшим образованием менее пристально следят как за самими ребятами, так и за их гаджетами.

Авторы отмечают, что взрослые самостоятельно выстраивают практики воспитания и контроля, опираясь на актуальный дискурс о «хороших родителях». Адаптация семьи к поступлению ребенка в школу требует пересмотра родительских практик, выбора форм контроля и поддержки автономии детей, поскольку некоторые методы родительского контроля связаны с возникновением у детей академических трудностей, эмоциональных и личностных проблем. Неоднородность родительских практик и их вклад в развитие детей приобретает статус предмета научных исследований.

Полностью статью «Измерение родительского контроля и его связь с когнитивными результатами учащихся младших классов» можно прочитать здесь.