Найти тему
Кошкин

"Тяжёлое расставание". Что мешает западным фирмам уйти из России: санкции или банальная жадность?

Взято на ixbt.com
Взято на ixbt.com

После того, как Евросоюз и страны G7 ополчились против Москвы и начали печатать против неё санкционные пакеты как горячие пирожки, сотни западных компаний объявили, что уходят из России. Эти слухи добавили уверенности всяким восточноевропейским лимитрофам, что теперь то уж точно русским капут и их радостный визг стал ещё громче.

Но к концу 2022 года выяснилось, что не всё так радужно складывается, как планируется. Теперь тем западным компаниям, которые действительно решили уйти из России, впору кричать: "а нас то за что?". Для начала надо сказать, что слухи о массовом исходе оказались несколько преувеличены, и из тысяч компаний, работавших в России, уйти решили только 9%.

А тем, кто всё-таки решил оставить российский рынок, как оказалось, очень тяжело это сделать. И тяжело не по причине какой-то особой любви к стране, а по совсем другим причинам. Даже если ты уже принял решение, в глубине души остаётся противный жабий голосок о прошедших "тучных" годах и потерянной теперь выгоде.

Но и это не главное! Когда начался лавинообразный отток фирм, Кремль, как любят выражаться Столтенберг с Боррелем, "дал чёткий сигнал" что Россия может принять решение о конфискации активов особо ретивых уходящих компаний. Что фактически и получилось в отношении British Petroleum и DIY Obi Baumarkt, которые потеряли миллиарды на своём "борзом" уходе.

А потом ещё и указ президента о том, что западные компании, желающие покинуть Россию, теперь должны переводить свои дивиденды не к себе за рубеж, а на специальный счет в российском банке. И эти деньги могут быть выплачены только с одобрения российского правительства. Плюс немаленькую толику денег от продажи актива придётся отстегнуть государству.

Ещё одну причину озвучили аналитики издания Politico. Оказывается, (кто бы мог подумать), виноваты в "тяжёлом исходе" и санкции, которые мешают фирмам распродавать активы перед уходом из страны. "Финансовые головные боли – это только одно осложнение. В стране, где многие компании, руководители и чиновники находятся под санкциями, даже поиск покупателя на срочную продажу представляет собой еще большее препятствие", - пишет издание.

С такой проблемой столкнулась крупная табачная компания Philip Morris, которая владеет половиной табачных фабрик России в 88 её городах. Её выручка в 2020 г составила 360 млрд руб! Её доходы исчисляются миллиардами рублей! И вот эти туда же, на выход! Но покупателей нет, и теперь генеральный директор Яцек Ольчак жалуется, что не понимает, как Philip Morris может организовать выгодную для себя сделку.

"Когда я говорю, что ухожу или не ухожу, это совершенно не имеет значения, потому что я пытался в прошлом году, и реальность такова, что я застрял со всем этим", – плачется в жилетку журналистам г-н Ольчак.

Попал, буржуй! Гегемон давит, чтобы уходил, санкциями грозит. Русские не покупают, сбивают цену. Деньги не выведешь. И работу предприятий не остановишь. Тогда вообще всё заберут за копейки. А в душе, наверное, рад. Банальную жадность можно свалить на санкции и продолжать работать, как и прежде.