Сегодня поговорим о Teac UD-501, о цапе, который работает, ну или работал, у Михаила Борзенкова в его домашнем аудиосетапе. А с некоторых пор и в моём... пока временно...
Аппарат само-собой не новый. Сейчас в продаже имеется Teac UD-505. Его цена в районе 150000 рубликов, немало...
Наш сегодняшний герой, если мне не изменяет память, появился на прилавках в 2013-м году. Нынче же его можно купить на рынке б/у аудиотехники, а потратить для этого придётся что-то в районе 40000 рублей.
Я думаю, что фирму Teac представлять Вам не надо. Это японская компания, которая имеет у себя в активах профессиональное подразделение Tascam. Так же есть в подчинении бренд Esoteric - это чистой воды Hi-End со всеми вытекающими. Кстати, был удивлён, что у Teac материнской компанией является фирма Gibson. Да-да, та самая, что производит гитары. Не знаю насколько это правда, но такая инфа есть на Википедии.
Давайте вкратце пробежимся по характеристикам. Итак, что мы имеем? Вес девайса 4кг. Внутри аппарата трудится старый добрый Burr-Brown, а именно чип PCM1795. И их там два, по каждому на канал. Как я понимаю, цап построен по принципу двойного моно.
Внутри установлены два трансформатора. В аналоговой части применяются операционные усилители Muses8920.
Думаю, что всё это должно благостно сказаться на звуке.
Сзади всё вполне функционально. Помимо линейных RCA-выходов имеются и балансные XLR. Цифровые входа представлены двумя коаксиальными, двумя оптическими и USB входом. Прилично так. Хотя я не знаю для чего столько, не могу представить себе ситуацию где могут понадобиться все эти входные интерфейсы разом. Ну да ладно, лишним это не будет.
Что имеется на фронтальной панели Teac UD-501? Тумблер включения/выключения. Оригинальное и прикольное решение, оно отсылает нас к профессиональной технике, как впрочем и рэковые ручки по бокам. Да и вообще, дизайн аппарата выполнен в духе чего-то студийного. И лично мне он пришёлся по душе, но надо сказать, что где-нибудь в стойке с другими аппаратами будет сложно добиться визуальной гармонии.
Так же имеется выход на наушники, селектор входов, кнопка MENU, небольшой экранчик с оранжевой подсветкой и ручка громкости выхода на наушники.
Ну что, давайте послушаем...
Начнём, пожалуй, с цифровых входов S/PDIF - коаксиальный и оптический. Хочу сказать, что никакой разницы по звуку между ними я никогда не слышал на своих прежних цапах. Взять хоть Asus Essence One, взять хоть Fostex HP-A8. А результаты замеров из различных обзоров в интернете это лишь подтверждают.
Итак, подключаю по коаксиалу свой блю-рей проигрыватель Panasonic DMP-BD10. Помимо того, что аппарат читает обычные CD, он может воспроизводить и DVD-Audio. Так что можно послушать и стандартные 16/44.1, а можно и различного вида Hi-Res вплоть до 24/192.
Слушал сначала старые добрые компакт-диски, как заводские, так и записанные самолично. А затем и до DVD-Audio добрался. Их у меня немного и все самописные. Что можно сказать? Во-первых, разница между 16/44.1 и 24/96 имеется, она заметна сразу. А во-вторых, звук, что там что там, отличный. Прекрасная детальность, хорошая сцена, отличная динамика. Собственно говоря, я этого и ожидал. Это тот же уровень, что и у Fostex-HPA8.
Различия, конечно, есть, но они в своих нюансах и об этом я расскажу в следующий раз, когда столкну лоб в лоб эти два цапа.
А пока давайте вернёмся к Teac UD-501. У аппарата есть возможность устанавливать три варианта фильтров на звук PCM. Первый - Sharp. Второй - Slow. Третий - Off. Как работают фильтра, Вы можете видеть ниже на замерах сигнала 16/44.1 при использовании USB-входа. Измерения не мои, взял с буржуйского сайта очень хорошего и грамотного челика.
Sharp имеет резкий спад после 20кГц. У Slow спад начинается где-то на 12-13кГц. А при выключенном фильтре спад и вовсе начинается с 5-ти кГц и напоминает режим работы NOS-цапов. Ну и само-собой на слух всё это заметно. Я предпочёл слушать в режиме Sharp, хотя надо сказать, что в режиме Slow неплохо играет всякого рода электронная музыка типа IDM или Dubstep.
Есть ещё в настройках и апсемплинг, но с ним звук какой-то мягкий, мне не понравилось.
Четыре вида фильтров имеется и для воспроизведения DSD, но об этом позже поговорим.
Вообще, это хорошо, что есть различные варианты настройки звука - всегда можно что-то подобрать под себя и под свою аудиосистему.
Ок. Давайте подключим Teac-UD501 к ноутбуку, который в моей системе выступает в роли цифрового транспорта. Для этого надо скачать драйвер на официальном сайте. Установка без проблем. В плеере Foobar2000 он определяется как Teac Asio USB Driver.
По USB-входу цап понимает PCM вплоть до 32/384. Для чего это надо? Да просто так, чтоб было. Других объяснений у меня нет. Я, если честно, и пробовать воспроизвести такие файлы даже не пытался. Слушал обычные файлы Hi-Res с различным разрешением.
Друзья, как мне кажется, звук по USB интересней, нежели по S/PDIF. Я не берусь утверждать, что он лучше, но он интересней, он приятней на слух. Да, часто читаю в комментах про джиттер с ноутбука и т.д. и т.п. Ну хорошо, давайте посмотрим на измерения этого самого джиттера на 16-ти бит и на 24-х бит по USB-входу.
Думаю, что спорить о джиттере с ноутбука при USB-подключении смысла нет. Графики измерений говорят сами за себя. Сразу скажу, что графики измерений джиттера по S/PDIF выглядят хуже. Всё это я брал с вышеупомянутого сайта.
Но давайте по звуку по-конкретней всё-таки скажу. Звучит Teac UD-501 классно. Михаил Борзенков не зря всё же выбрал этот аппарат.
501-й звучит детально, объёмно и динамично. Но самое главное у него вкусный звук, его хочется слушать... очень кайфовый. Мне он сильно понравился. Я люблю когда звук не только качественный, но и музыкальный, слушабельный так сказать. И, пожалуй, это для меня даже важнее будет...
Есть ещё некоторые моменты и нюансы, но о них мы поговорим более подробно когда сравним лоб в лоб Teac UD-501 и Fostex HP-A8. Я думаю, что будет очень интересно!