С позиции отечественной психологии память человека – сложная психическая деятельность. Она может разворачиваться по-разному. Все зависит от того, какую цель ставит человек. Одно дело цель – запомнить, тогда деятельность становится собственно мнестической, где могут быть использованы различные средства для запоминания. Например, можно много раз повторять одну и ту же информацию, как при механической памяти. А можно пойти другим путем и использовать метод разделение объемной информации на группы, или установить связи между запоминаемыми словами и образами, то есть применить для запоминания мыслительные операций как при опосредованной памяти. Все это примеры произвольной памяти.
А когда цель – что-то узнать, тогда деятельность становится познавательной, а сама память используется как средство познания. Например, чтобы разобраться в определении понятия «память», нужно узнать мнения различных исследователей, занимающихся этим вопросом. Из всего этого разнообразия выделить главные признаки, которые характеризовали бы понятие «памяти». Понятно, что для такой работы приходится многое держать в памяти. В данном случае идет речь о непроизвольной памяти.
Кроме того что бывает память произвольная, непроизвольная, опосредованная, механическая, все эти виды памяти могут относиться к разного рода информации, таким как зрительная, слуховая, двигательная и т.п.
Понятно, что такая сложная психическая деятельность, как память должна как-то управляться нашей нервной системой. Многие ученые занимались изучением физиологической природы памяти. В результате были установлены биологические процессы памяти, такие как запечатление следов, хранение следов, торможение следов и воспроизведение. При запечатлении следов происходит запоминание информации, при хранении – удержание, при торможении – забывание, при воспроизведении – актуализация нужной информации. Причем нужно отметить, что торможение – это не стирание, а уход в тень, ненужных в данный момент ранее сохраненных следов.
Биологические процессы не объясняют систему организации памяти как деятельности. Только советские психологи, в частности А.Р. Лурия, занимались вопросами представительства памяти человека в нервной системе исходя из определения памяти как психической деятельности. В связи с этим были выявлены мозговые организации, которые отвечают за нормальную работу памяти. Если возникало нарушение работы данных структур, то, конечно, это сказывалось на мнестической деятельности.
Так были установлены две основные формы нарушения памяти.
Одна форма связана с нарушением запоминания текущих событий. При таких нарушениях наблюдаются следующие проявления. Человек хотел что-то сделать и тут же забыл что. Человек не может вспомнить, что он кушал на завтрак, где он был вчера, что он делал утром и т.д. Причем, события прошлого вспоминаются хорошо, а профессиональные навыки остаются сохранными.
Природа данных нарушений связана с тем, что любая поступающая информация тормозит предыдущую. Человек сидел на диване что-то читал, отвлекся, куда-то поднялся и тут же забыл, что он читал. То есть новая информация перебивает предыдущую. И так во всем.
Видно, что нарушается воспроизведение любой информации, будь то зрительной, или слуховой. Такие нарушения выявлены при болезнях глубоких отделов мозга. При необширных повреждениях данных отделов наблюдаются относительно сглаженные формы нарушения, так как они компенсируются возможностью логической обработки информации. Например, человек прежде чем переключиться на другое дело постарается логически связать его с предыдущим.
Другой характер нарушений можно наблюдать в случаях массивных поражений глубоких отделов мозга приводящих к грубым расстройствам памяти. В этих случаях расстройства распространяются как на более элементарные уровни, так и на более высокоорганизованные структуры, и нарушения памяти приобретают более обширный характер. В результате человек теряется в пространстве и времени.
При другой форме нарушения памяти связаны с видом запоминаемой информации, а именно зрительной, слухоречевой, музыкальной, тактильной, двигательной и др.
Нарушения слухоречевой и зрительно-речевой памяти характерны для поражений височной и затылочной областей левого полушария мозга (у правшей). Как это проявляется? Человек не может вспомнить название предмета, хотя указывает его предназначение. Или человек не может запомнить несколько (более 2-х) слов.
Для поражения аналогичных областей правого полушария мозга присущи нарушения слуховой памяти, которые распространяются преимущественно на неречевой (музыкальный) слух, а также нарушения зрительной памяти по отношению к конкретным объектам (например, лицам). К видам второй формы нарушений памяти относят также связанные преимущественно с поражением теменно-затылочных отделов правого полушария нарушения пространственной и цветовой памяти.
Помимо основных форм нарушения памяти существуют такие повреждения нервной системы, при которых на фоне основного заболевания меняется и память. Надо отметить, что при любом повреждении головного мозга, так или иначе, страдает память.
Так как для запоминания мы зачастую пользуемся мыслительными операциями, то, понятно, что при нарушениях мышления, снижается способность запоминать. Поэтому при снижении интеллекта, как это бывает при слабоумии или интеллектуальной недостаточности, запоминание с помощью логических приемов является недоступным. При этом механическая память не страдает.
Так как память – это деятельность, а, как известно, любая деятельность должна иметь цель. Существуют нарушения памяти, при которых процессы памяти могут проходить нормально, но не проходят, потому что цель запомнить человек поставить не может. Такое наблюдается при повреждении лобных отделов мозга.
Кроме нарушений памяти нужно отметить факты снижения способности воспроизведения, которые преследуют современного человека сплошь и рядом. Так, если человек устал, или находится в подавленном настроении, или голоден или чем-то сильно озадачен, и т.п., то вполне естественно, что в таких условиях человек может что-то забыть, пропустить мимо памяти.
В любом случае нужно обращать внимание на самые разные проявления нарушения памяти и иногда проверять свои интеллектуальные возможности. Об основных методиках проверки памяти мы поговорим в следующих статьях.
Возможно, вам будет интересна другая моя статья о памяти «Отечественная психология об особенностях развития памяти человека».
Все статьи блога посвящены отечественной психологии, ее научным достижениям и возможности применения их в реальной жизни. Более подробно некоторые темы я раскрываю в своих книгах по научно-популярной психологии. Например, книга об эмоциональных переживаниях размещена на Литрес.