511 подписчиков

#ИсторияИскусств. #ИсторияТеатра. Часть четвертая

Французский придворный театр эпохи Просвещения. Иллюстрация взята из свободных источников на просторах Интернета
Французский придворный театр эпохи Просвещения. Иллюстрация взята из свободных источников на просторах Интернета

Для театра ХVII – начала ХVIII веков были характерны формы двух главных стилей того периода времени – классицизма и барокко. Часто играли актеры в стиле барокко, а декорации были выполнены по канонам классицизма.
Классицизм был тесно связан с искусством сцены. Зарождаться этот стиль начал во Франции. Основные принципы и правила нового стиля сформулировал Франсуа д’Обиньяк в своей книге «Практика театра». Обращаясь к взглядам Аристотеля и Горация на драматургию, он изложил требования к идеальному театральному действу.
Пьеса должна быть подчинена закону трех постоянств, единств, иначе зрители не воспримут представление, не вынесут никаких уроков, не смогут сделать необходимые выводы.
Первый канон – постоянство места, то есть события должны были разворачиваться в едином пространстве, смена декораций была запрещена строжайшим образом. Как правило, местом действия трагедии становился дворцовый зал, комедии разыгрывались в комнате, либо на центральной площади города.
Второй закон – постоянство времени, то есть частичное (полное встречалось крайне редко) совпадение продолжительности спектакля и того периода времени, в течение которого разворачивалось действие пьесы. Этот срок не должен был превышать 24 часа.
Третье правило – единство действия. Этот закон оказался наиболее серьезным и сложным. В произведении допускалось наличие лишь только одной сюжетной линии, без всяких лирических отступлений. Причем разыгрывать его нужно было последовательно, от завязки к развязке.
Во Франции XVII века к теории классицизма относились очень серьезно. Искусству сцены придавалось огромное значение. Драматурги и актеры должны были способствовать созданию государства единого и сильного, показывать публике пример идеального гражданина.
Одной из основных идей классицизма была идея «облагороженной природы». Проиллюстрировать и сыграть ее на театральной сцене можно было с максимальной точностью и наглядностью.
В 1637 году в Париже была представлена на суд зрителей трагикомедия Пьера Корнеля «Сид». Главный герой пьесы, Родриго, надолго стал эталоном храбрости, чести и чисто рыцарского благородства. Его отец был жестоко оскорблен. Чтобы защитить честь дворянского рода и выполнить сыновний долг, молодой человек вынужден вызвать обидчика на дуэль, исход которой предопределен, ведь обидчик намного старше и слабее. И все бы ничего, но соперник является отцом любимой девушки Родриго, Химены. Герой попадает в сложнейшую ситуацию, его мучают внутренние переживания. Он ищет смерти в бою, но выходит победителем – его отвагу и воинское мастерство признает каждый. Невеста Родриго понимает, какие мучения буквально терзают душу любимого, и, в конце концов прощает его, и становится женой убийцы своего отца.
Характерной чертой трагедии эпохи классицизма является культ разума, когда долг побеждает чувства.
Вторым драматургом того периода времени стал Жан Расин (1639 – 1699). Его пришествие в театр состоялось почти через 30 лет после премьеры «Сида».
В 1667 году вышел спектакль «Андромаха». Действие этой пьесы происходит в Античные времена, в эпоху Троянской войны.
И вновь в основе сюжета – конфликт между разумом и чувствами. Главной героине, Андромахе, предстоит сделать нелегкий выбор между смертью и любовью к Пирру, убийце ее мужа. Она решает сочетаться браком с Пирром, но берет с него клятву, что тот не погубит ее сына, и собирается покончить с собой, чтоб не изменять памяти покойного супруга. Андромаха осознает свою правоту, поэтому совершенно спокойна. В результате погибает Пирр, так что, его жена выходит победителем из этой ситуации. Ее спасает верность долгу и способность к самопожертвованию.
Для спектаклей по пьесам Расина была характерна иная манера исполнения, нежели для постановок Корнеля – здесь играть нужно было более тонко, лирично, тщательнее с психологической точки зрения. В центре событий его трагедий чаще всего находилась женщина. Именно на ее хрупкие и нежные плечи тяжким бременем ложился груз ответственности – требовалось сделать нелегкий выбор в тяжелейших обстоятельствах.
Расин лично работал с актерами, он сам учил их читать монологи – вдумчиво и одновременно с этим эмоционально, понимая и чувствуя мелодику и ритмику стиха.
Постепенно в театре французского классицизма для более ясного выражения различных чувств и эмоций разработалась целая система интонаций и жестов. Лирические и трагические герои и героини всегда должны были оставаться изящными, грациозными, величественными и благородными, потому категорически запрещались некрасивые и бытовые позы.
Помимо трагедий, репертуар французского театра эпохи классицизма также включал и комедии. Больше всего произведений этого жанра в данный период времени создавал Жан-Батист Поклен, больше известный как Мольер.
Опыт Мольера-драматурга очень тесно связан с опытом Мольера-актера. Взгляды на искусство сцены, на разницу в игре трагических и комических актеров были блистательно воплощены талантливым драматургом в собственной театральной практике.
В своих пьесах он категорически отвергал строгие рамки, в которых действовали все театральные деятели эпохи классицизма, то есть теорию трех единств, за что его неустанно критиковали современники. Но критика критикой, а пьесы Мольера и сейчас пользуются популярностью, характеры и действия некоторых его героев актуальны и по сей день.
История этого направления в театральном искусстве не заканчивается в XVII веке. В следующем столетии некоторые его начала стремились возродить драматург Вольтер, актеры Лекен и Клерон, многие поэты и музыканты.
Вольтер вообще считал, что главные принципы классицизма отвечают характеру французов, их соображениям относительно роли государства и правителя в жизни каждого гражданина и всего народа в целом.
Большое значение он придавал театральному искусству, собирался со сцены проповедовать идеи нового века. Для сцены Вольтер писал в течение 60 лет, с артистами работал лично, стремился ввести в характерную для того периода времени игру больше чувства и даже какой-то чувствительности.
В историю театра он вошел как главный противник традиций Шекспира. Драматург считал, что художник не должен слушать голос стихии, и только трагедия, написанная по всем законам классицизма, может служить высоким общественным идеалам.
В XVIII столетии классическое направление воспринималось уже как безнадежно устаревшее, и, чтобы преодолеть устоявшиеся нормы, родилось искусство века Просвещения.

В Англии, Италии и Германии отдавалось предпочтение иному направлению в искусстве – барокко (от итальянского barocco – причудливый). Хронологические рамки существования этого стиля нельзя четко очертить, они несколько размыты.
Барочный мир подвижен и часто враждебен людям. Жизнь описывается как нечто призрачное, прозрачное – то ли это сон, то ли явь. Человек больше не являет собой целостную натуру – теперь он может быть и добрым, и злым одновременно, за себя теперь не отвечает – может случиться все, что угодно.
Теперь люди – не добровольные исполнители воли Всевышнего, а игрушки в руках злодейки Судьбы, которая и определяет все дальнейшее развитие событий в их жизнях. В классических произведениях царил Закон, здесь же хозяин всему – Случай.
Для произведений английских драматургов постшекспировской эпохи характерны очень сложные, запутанные сюжеты с размытыми нравственными рамками – здесь белое может быть представлено в черном свете и наоборот. Все чаще на сцене торжествуют злые силы, главная идея теперь – суетность и непостоянство мира. Человечество на каждом углу подстерегают опасности и неприятные неожиданности, а это значит, что жить надо, получая удовольствие, наслаждаясь каждым мигом, отдаваясь страсти вместо того, чтоб подавлять ее.
Действующие лица барочных пьес очень яркие и красивые, но красота эта не человеческая, что-то в ней дьявольское имеется. Сценическая площадка, на которой разворачивались события, также была яркой, пестрой, такой, чтоб краски буквально били по глазам. Драпировки и костюмы имели расцветки, которые принято называть кричащими.

У героев испанского театра путь к истине был весьма сложен и извилист, дополнительные трудности создавались непредсказуемыми событиями. Так, в пьесах Тирсо де Молины все персонажи одержимы достижением одной цели – удовлетворению страсти, рожденной спонтанно, без каких-либо причин.
Для удовлетворения своих желаний герои готовы на все – обман, интриги, переодевания, часто изображались лица другого пола. Персонажи Тирсо одновременно азартны и холодны, расчетливы и изобретательны. В этот скучный и пресный мир она приносят частичку игры, но не доброй и радостной, как это было в эпоху Возрождения, а страшноватой. И практически не возможно понять, где тут высокое, а где низкое, где фарс, а где трагедия, кто тут мужчина, а кто женщина. Героев Тирсо по жизни ведет эгоистический интерес, они не знают, что такое бескорыстие и благородство.
Персонажи театра барокко, особенно испанского, все время устраивают какие-то внутренние представления, пишут сценарии своей собственной жизни.
Сторонники театра того периода времени разработали свой стиль сценического действа. Представления всегда устраивались на открытом воздухе – в садах, парках, иной раз даже на воде, при помощи плотов. Первыми такие опыты провели итальянцы, затем эстафету подхватила Испания, а позже и при французском дворе.
Вообще, во Франции элементы барокко тесно переплетались с классическими, что выражалось в четкости сценических построений, в традиционных для классицизма нормах и строгих правилах.
В XVII веке пышные спектакли стали играть и при дворе Вены, столице империи Габсбургов.
В ходе представлений использовалась сложная по тем временам техника – рычаги и блоки, двигающиеся по специальным рельсам кулисы, люки, подвесные цепи для фантастических полетов волшебных существ.
Создатели барочных спектаклей сцену видели в качестве площадки для создания зримого образа прекрасного мира, полного чудесных превращений и поражающего восхищенного зрителя чарующей красотой и фантастическими событиями. Публика должна была осознавать, как прекрасен этот мир и в то же время то, насколько он хрупкий и бренный.

Источник: http://artrepriza.com/mem/47-istoriya-teatra-chast-chetvertaya.html