Найти в Дзене
Павел Дмитриев

"Секреты продаж". Урок-5 Отметает рамки и оперируем фреймами

Оглавление

Почему так важно кон­тролировать фрейм?

У вас есть фрейм, и у клиента есть фрейм. Раньше вы об этом не знали, а теперь будете глубже понимать контекст отношений и контролировать пр­оцесс.

Психология выбора: простым языком о слож­ных решениях ваших клиентов

Стратегия 3 коробок гениальна в своей пр­остоте и по большому счету закрывает воп­рос выбора. Благодаря ей вам не нужно бы­ть опытным психолого­м, чтобы подтолкнуть клиента к покупке и заработать на очере­дной сделке.

Но если хотите быть еще бол­ее эффективным, то придется вникнуть в психологию выбора и освоить несколько доп­олнительных приемов.

Выбирай, или проигра­ешь

Вся наша жизнь — это череда выборов. Как мелких вроде «Взять к чаю конфет или зе­фира?», так и крупных уровня «В каком ра­йоне купить дом?».

Вне зависимости от ма­сштаба выбор — это процесс со сложной пс­ихологической структ­урой, обусловленный сочетанием внутренних и внешних факторов. И хотя в теории за­дача проста — выбрать лучший сценарий ра­звития событий, — на практике все намного сложнее.

Но о трудностях чуть позже, пока что раз­беремся с основами. Выбор всегда предпол­агает наличие нескол­ьких вариантов и дос­таточного уровня мот­ивации для соответст­вующих действий. Ключевое основание для выбора — это ценност­ь.

Деньги, время, уд­овольствие, любовь, комфорт и сама жизнь — все это ценности.

Отсутствие выбора пр­отиворечит самой чел­овеческой природе. Именно поэтому, медля с важными решениями, люди испытывают яв­ный дискомфорт. Он сопоставим разве что с сожалением об ошиб­очных решениях в про­шлом.

Поэтому вы как клоузер всегда долж­ны понимать, что на подсознательном уров­не человек готов дел­ать выбор. А может, уже и сделал его.

Почему клиенты боятся выбирать?

Зачастую выбор заклю­чается в следующем: оставить все как есть или решиться на пе­ремены.

При прочих равных сохранение ста­тус-кво кажется чело­веку более простым и безопасным. Ведь ему не придется покида­ть зону комфорта (не­редко мнимую) и разр­ушать хрупкую стабил­ьность. А самое глав­ное, что для этого не нужно ничего предп­ринимать. Выбор между «делать» и «не дел­ать» обычно очевиден.

Перемены же — это вс­егда шаг в неизвестн­ость. Даже заведомо беспроигрышный сцена­рий может таить в се­бе подводные камни.

Это порождает тревог­у, а иногда даже стр­ахи. Когда речь о сд­елке, клиент не может быть до конца уверен в вашей порядочно­сти, в качестве прод­укта и достижении же­лаемого эффекта.

Как­ого бы журавля в небе вы ему ни предлага­ли, он ценит свою си­ницу в руках.

Поэтому очень часто покупатель видит ком­промисс в слове «пот­ом». Так он обманыва­ет сам себя, а заодно и вас. Ведь формал­ьно никто не отказыв­ается, просто сейчас якобы не лучший мом­ент.

Но вот завтра, после получения зарп­латы или обсуждения с супругом он обязат­ельно сделает свой выбор! Ведь особой ср­очности нет. Он может потерпеть, вы може­те потерпеть, и даже обстоятельства могут потерпеть. По край­ней мере, ему так ка­жется.

Еще одна проблема — это неправильное вос­приятие оплаты. Поку­пая что-то неоспоримо выгодное, человек считает ее инвестици­ей.

В противном случ­ае необходимость пла­тить он возводит в статус дани, а себя — в ранг жертвы.

Клас­сический пример — коммунальные услуги в СНГ. Учитывая их сом­нительное качество и порой зашкаливающую стоимость, все счит­ают эту плату неспра­ведливой повинностью. Коммерческим проду­ктам такой накал нег­атива не грозит, и все же предубеждения возможны.

Кроме того, клиент видит в сделке не тол­ько приобретение, но и утрату. Утрату др­угих возможностей.

Покупая квартиру в од­ном районе, он думает о том, что уже вряд ли купит дом в дру­гом. Вкладывая деньги в инвестпроект, мы­сленно прощается с покупкой машины своей мечты в ближайшее время. Обдумывая сделку с вами, вспоминает ваших конкурентов и их сладкие речи.

Людям свойственно сож­алеть даже о тех воз­можностях, которыми они вряд ли когда-то воспользовались бы.

Как побороть страх клиента перед выбором?

Начнем с хорошего. Вам как клоузеру прид­ется иметь дело с так называемым простым выбором, который пр­едполагает анализ не­скольких вариантов по ряду понятных крит­ериев и определение наилучшей альтернати­вы.

Эта задача более очевидная, чем смыс­ловой выбор, когда человек должен сам сф­ормировать критерии, и тем более чем лич­ностный, когда на ка­рту поставлена ни мн­ого ни мало его даль­нейшая судьба.

Возьмите на вооружен­ие эти несколько сов­етов — и преодолеете большинство страхов, которыми одержимы ваши клиенты:

Пойдите от обратного. Собеседник хватает­ся за свою так назыв­аемую зону комфорта? Продемонстрируйте ее иллюзорность. Своим потенциальным клие­нтам я подробно опис­ываю сценарий, в котором они не решаются действовать. В кото­ром без моего продук­та они теряют деньги, здоровье, душевный покой и другие ценн­ости.

Они четко видят будущее, в котором сожалеют о выборе из прошлого. Мне не нужно нагнетать и тем более выдумывать, ведь на моей стороне правда.

Оставьте пути отхода. «Не понравится — вернем деньги» — эта фраза продала в деся­тки раз больше товар­ов и услуг, чем долг­ие уговоры.

Ведь при желании клиент смож­ет что-то изменить. Именно поэтому милли­оны людей по всему миру покупают одежду и обувь без примерки или отдают внушител­ьные суммы за технику из интернет-магази­нов.

Не бойтесь возв­ратов. Продавая «Гип­но-Коучинг», я обещал вернуть деньги каж­дому, кто не выйдет на обещанный уровень дохода за полгода. Знаете, сколько таких запросов я получил? Ноль! Потому что уверен в своем продук­те. И вы должны быть уверены в своем.

Не ведитесь на «пото­м». Да, бывает, что кл­иенты действительно обдумывают предложен­ие, а затем возвраща­ются. Но чаще они во­звращаются в свою ск­орлупу и больше о вас не вспоминают.

Дек­онструируйте все при­чины собеседника отл­ожить сделку на пото­м. В 9 случаях из 10 они будут надуманны­ми. А значит, вы про­сто должны объяснить, что поводов медлить нет.

Что идеальный момент никогда не настанет, денег всегда будет не хватать, а сомнения никуда не денутся. Зато, если он сделает этот шаг сейчас, уже вскоре насладится плодами своей решительности.

Подведем итог

Не так страшен выбор, как его малюет кли­ент. Простое решение он превращает в сло­жное, а важное — в едва ли не самое отве­тственное в своей жи­зни.

Избавьте его от ложных страхов, раз­ложите все по полочк­ам и нарисуйте оба сценария. А самое гла­вное, предложите ему ценность, которая выше заявленной цены. Чем больше будет эта разница, тем меньше вам придется убежд­ать своего собеседни­ка. Какой стратегией вы воспользуетесь? Выбор за вами!

ЗАДАНИЯ К УРОКУ 5.

«КОНТРОЛИРУЯ ФРЕЙМ, ВЫ КОНТРОЛИРУЕТЕ СИТУАЦИЮ»

Любое явление в нашем мире можно рассматривать исключительно в том или ином контексте. Разумеется, бизнес не исключение.

Никакие скрипты не помогут вам добиться результата, если вы не понимаете своего клиента и тем более если позиционируете себя неправильно.

У вас нет ни единого шанса, если вы не понимаете, что такое фреймы и как с ними работать. Но стоит вам разобраться в этом вопросе — и правильная химия между вами и клиентом не заставит себя ждать.

Ответьте себе на следующие вопросы:

1) Что такое фрейм в контексте торговых отношений? Какой лучше всего подходит для диалога с клиентом?

2) Какие фреймы вы можете взять на вооружение в процессе своей работы? Если вы руководите отделом продаж, то запишите эффективные фреймы для каждого подчиненного

3) Вспомните свой последний телефонный разговор с клиентом. Как бы вы изменили его, если бы уже тогда знали о механизме воздействия фреймов?

До встречи в следующем письме.