Этого неприметного на вид худенького человека с трубкой в зубах и в плетеных охотничьих броднях до смерти боялись фашисты. Он был легендой как для советских войск, так и для гитлеровцев. В разговоре с командиром он мог позволить себе курить, а говорил всегда тихо, неспешно и уверенно.
Дело в том, что это был не простой боец, а особый – знаменитый «снайпер-шаман»» Семён Номоконов. Он знал лес как свои пять пальцев, а его выстрел был всегда точен – даже если он стрелял с тысячи метров.
Никто и не подозревал…
Когда рядового Номоконова призвали на фронт, в первые дни он не произвел никакого впечатления на командиров. Худенького невысокого мужчину редкой национальности хамниган (этногруппа, родственная эвенкам, бурятам и халха-монголам) поначалу определили на кухню, но там он не смог проявить себя – ни картошку почистить у него не получалось, ни хлеб ровно нарезать. Тогда его перевели в полевой госпиталь, но пробыл он там недолго: взвод попал под обстрел и выжить удалось лишь немногим.
Оставшегося в живых Номоконова определили в похоронную команду, которая занималась сбором тел боевых товарищей с поля боя и их захоронением. Однажды во время такой неприятной, но необходимой работы Семён заметил целящегося в него немца. Реакция его была молниеносной: инстинктивно он поднял свою винтовку и в следующую секунду застрелил врага насмерть.
Видевшие это боевые товарищи пришли в шок. Откуда у этого скромного мужичка такая меткость? И, главное, почему он до сих пор ничего не говорил о своем таланте? А, может быть, это получилось случайно?
Нет, не случайно. Семён был таежным охотником и умением отлично стрелять овладел еще в детстве. «Просто раньше как-то к слову не пришлось, да и хвастаться я не привык», – пояснил он сослуживцам.
Потомственный охотник
В забайкальской деревне Делюн, где родился и вырос Номоконов, охотой занимались все. В лес ходили и его отец, и дед, и прадед…. Когда папа впервые взял его с собой в тайгу на охоту, ему было всего девять. Когда парень вырос, его глаз был уже настолько меток, что даже опытные местные охотники удивлялись. Лучшему стрелку в родном селе дали прозвище «Глаз коршуна».
А вот с семейной жизнью у Семёна, в отличие от охотничьей профессии, все сложилось не сразу. Вернее, сначала все было хорошо: жена, шестеро ребятишек. Но однажды дети подхватили скарлатину и пятеро из них умерли. Жена не смогла пережить горя и тоже скончалась.
Подписывайтесь на нас в Telegram
Выживший старший сын, Володя, пошел вместе с отцом на войну. Семёну тогда был 41 год, на тот момент он был женат уже второй раз. Дома его остались ждать совсем молоденькая супруга и двое малышей.
Метки на трубке
После случая с убитым фашистом Семёна перевели в снайперы. Убивать фашистов ему было легко. Он делал это без сожаления, ведь стрелять на охоте в зверей ему было привычно, а гитлеровцы, как он объяснял «не звери, а гораздо хуже». Такие выводы он сделал, насмотревшись в начале войны на их жестокость.
Попав в снайперский взвод, Номоконов сразу выделился своим неординарным подходом к делу. Винтовка с оптическим прицелом ему не понравилась. На задание он принципиально брал более простую «трехлинейку» (без оптики), утверждая, что ему с ней удобнее. Командиру и товарищам стоило больших усилий убедить его, что оптическая винтовка эффективнее. А еще снайпер-хамниган всегда носил с собой всякие народные приспособления, которые обычно брал на охоту – осколок зеркальца, веревочки, рогатинки и так далее.
Вместо стандартных валенок или сапог Семён Номоконов носил специальную бесшумную обувь из конского волоса, которую обычно использовали охотники в его родных краях. «Таёжный шаман», – в шутку называли его сослуживцы-снайперы.
Имея огромный опыт работы в лесу, Семён мог пробраться туда, куда никогда не смог бы попасть обычный снайпер – даже очень опытный. Ходил он тихо, как мышь, а стрелял, напомним, метко, словно у него и правда был глаз коршуна. «Таёжный шаман» мог замаскироваться и под пень, и под кочку, и под сугроб – никогда и не подумаешь, что это человек с винтовкой. А чтобы «рабочий» глаз мог быстрее отдохнуть и восстановиться, он часто закрывал его повязкой. Поэтому Семен получил еще одно прозвище – «Пират».
Неизменным атрибутом снайпера была его трубка. Отдыхая, он любил ее покурить, а после каждого убитого немца ставил на ней метку. Убил солдата – точка. Убил офицера – крестик. Поразить противника он мог не то что с 300 или 500 метров, но даже с километра, и его выстрел всегда попадал точно в цель.
Фашисты мечтали его убить
К лету 1942 года Номоконов был уже помощником командира взвода стрелкового полка и носил звание старшего сержанта. На груди его красовался орден Ленина – за 151 уничтоженного немецкого солдата и офицера и за отличную подготовку ротных снайперов, убивших под его началом в общей сложности 153 солдат.
Как бы немцы ни пытались убрать легендарного и ненавистного им советского снайпера, Номоконов всегда оказывался хитрее и проворнее. Но все-таки однажды им это почти удалось. Возле Старой Руссы гитлеровцы застрелили близкого друга Номоконова и его ученика в снайперском деле Тогона Санжиева, а самого «таёжного шамана» ранили. Истекая кровью, Семен вынес погибшего товарища с поля боя, дав себе слово обязательно отомстить. Через несколько недель он выследил его убийцу и застрелил.
За годы войны «Таежный шаман» был несколько раз ранен и контужен, но остался жив, дойдя до Кенигсберга и уничтожив на тот момент более 350 гитлеровцев. А когда победа над нацистской Германией была одержана, он продолжил службу на Дальневосточном фронте, где советские войска сражались с японцами.
Общее подтвержденное число уничтоженных им врагов – 368 солдат и офицеров. География его службы широка: Валдай, Карельский перешеек, Украина, Литва, Восточная Пруссия, Манчжурия…
Жёсткий ответ матери немца
Вернувшись домой, снайпер-герой продолжил прежнюю жизнь. Жена подарила ему еще шестерых ребятишек, а те – 30 внуков. Старший сын его, кстати, тоже вернулся с войны невредимым.
К вышедшему на пенсию герою часто приезжали из разных уголков страны журналисты, ему писали слова благодарности простые советские люди.
А однажды ему написала женщина из Германии, сын которой воевал за гитлеровцев. Она поинтересовалась, молился ли этот уникальный советский боец за тех, кого убил, предподожив, что среди его жертв мог быть и ее сын. На это Номоконов ответил так: мол, всех, кого он убивал, он не запомнил, но если бы она и матери других немецких солдат увидели те зверства, которые их сыновья творили с советскими людьми, они сами прокляли бы своих детей. Эти строчки для немецкой женщины фронтовик надиктовал сыну, поскольку сам не умел писать.
Подписывайтесь на нас в Telegram
Умер «таежный шаман» Семён Данилович Номоконов 15 июля 1973 года. Его биография вошла в собирательный образ героя фильма «Снайпер-2. Тунгус».
А между тем неплохими снайперами бывают и женщины. И даже считается, что именно слабому полу лучше даётся эта опасная профессия. Примеры тому были известны и в годы Великой Отечественной войны. Прочитайте о том, как проявила себя первая в истории женщина снайпер и почему хрупкую девушку прозвали «невидимым кошмаром».
Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу?
Это может быть вам интересно:
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/210123/55307/