Найти тему
Расхламление и минимализм

Как магазины заставляют нас покупать лишнее и при чём тут кришнаиты. Разберём три вида манипуляций

Оглавление

Нет ничего плохого в шопинге, если он не навязан, вещи сами по себе – не зло. Но вещи отличаются от вещизма примерно так же, как маркетинг – от манипуляций.

Истьочник: powerofpositivity.com
Истьочник: powerofpositivity.com

Как понять, что маркетологи тебя подталкивают к решениям или хотят их принять за тебя? Мы уже знаем про ценники, которые вводят в заблуждение, про цвета и запахи, которые притупляют критическую оценку, про зонирование гипермаркетов, которое заставляет покупать больше и больше. Но сегодня – подборка для искушённых. Вот несколько нетривиальных способов навязать товар и увеличить средний чек.

Метод 1. Суровый охранник

Это любимый лайфхак люксовых бутиков

Источник: coub.com
Источник: coub.com

Строго говоря, современный торговый центр утроен таким образом, что охранник из крови и плоти ему ни к чему, с безопасностью в 90% справляются роботы (камеры, чипы, магнитные рамки) и искусственный интеллект. Грозный мясной человек на входе в люксовый бутик нужен не столько для сохранности вещей, сколько для трансляции их ценности. То есть это скорее живой баннер, которому в виде зарплаты бренд отдаёт те деньги, которые мог бы заплатить за аренду трёх квадратных метров рекламных площадей.

А ещё, видя такого дяденьку, уже внутри магазина мы подсознательно пытаемся «вести себя хорошо», и поэтому покупаем больше.

Метод 2. Манипуляция благодарностью

Говорят, эта история началась с кришнаитов, которые в восьмидесятых раздавали цветы на входе в американские аэропорты. Прохожие были благодарны и из этого состояния жертвовали на нужды церкви больше.

Источник: back2godhead.com
Источник: back2godhead.com

В Европе религиозные активисты разносили по домам Библии и брошюры. Переняв этот опыт, косметические магазины начали дарить посетителям пробники, а в современном маркетинге эта уловка получила название «лид-магнит», и вряд ли среди вас найдётся хоть кто-то, кто ни разу не скачивал бесплатные уроки, гайды, методички, не брал тестеры или вкусняшки у продавцов. Всё это – инструмент повышения конверсии и среднего чека. Они основаны на том, что из состояния благодарности вы покупаете больше – тем более если вы протестировали продукт и он понравился.

Метод 3. «Размер тщеславия» и кривые зеркала

Даже очень полный человек однажды бывал в ситуации, когда в примерочной на него отлично сел и размер М, и S, а зеркало при этом показало чуть более вытянутое тело, чем он привык видеть у себя дома. Что это было?

«Размер тщеславия» – это занижение размерной сетки, которое льстит недовольным своим телом покупателям. Ты охотнее отдаёшь деньги тому продавцу, который считает тебя стройным.
Источник: sourcingjournal.com
Источник: sourcingjournal.com

Ну а искажающие зеркала просто дают нам неправильное представление о том, как сидит вещь, и обычно в них она выглядит удачнее, чем в реальности. Думаю, цель пояснять не нужно.

На сегодня всё, друзья. Если было полезно и интересно, дайте знать лайком. Да пребудет с нами сила чистоты, простоты и здравого смысла. До новых букв💚