Найти тему

Как избавиться от нервных привычек, если их не замечаешь

Оглавление
Здравствуйте, как перестать теребить волосы и заламывать руки при общении с людьми, если не замечаешь своих действий, можно ли от этого избавиться? Можно ли обратить эту привычку себе на пользу? Куда вообще девать руки при общении? (Особенно интересно, куда их девать при общении с клиентами, так как моя работа связана как раз с людьми.)
Анастасия

Добрый день, Анастасия! На связи Алексей Ганиев, психолог-консультант, по первой полученной профессии — менеджер по продажам. Другими словами, человек, который плотно работает с людьми.

Я обратился к своему профессиональному опыту, а также к опыту своего супервизора, и вместе мы пришли к выводу, что дать вам однозначный ответ я не смогу. Каждый случай индивидуален, и чтобы в этом разобраться — нужно задать вопросы лично.

Ниже я расскажу, с чем может быть связано такое поведение. И если что-то из перечисленного будет о вас — буду рад, если вам это откликнется и поможет. Если ни в одном из пунктов не нашли себя — советую обратиться к психотерапевту или другому специалисту, который поможет заметить причину и проработать её.

Важно понимать, что тело никогда не врёт. Теми или иными физическими проявлениями мы закрываем потребности психики. Когда мы начинаем теребить волосы или заламывать руки, мы от чего-то избавляемся. И очень важно понять, от чего именно. Это может быть излишняя напряжённость, стыд, чувство вины, дискомфорт или стеснение. А может, и всё перечисленное — каждый случай индивидуален.

Чтобы понять причину, поставьте себе задачу эту причину найти, направьте на это свой фокус внимания.

Причина 1: проекции

Шаг 1. Каждый раз, когда начинаете теребить волосы и выкручивать руки, попробуйте отследить, что происходит с вами в этот момент. С кем вы сейчас разговариваете? О чём? Какой этот человек? Он выше по иерархии или ниже? Это мужчина или женщина? Вы ему чего-то должны или он вам должен? Это новый человек в вашей жизни или вы давно знакомы? Этот человек старше или младше? Что именно вас связывает?

Шаг 2. Определите общие характеристики между всеми этими людьми, зафиксируйте их. Постарайтесь найти закономерности между всеми людьми, которых вы выделили в пункте выше. Предположим, вы поняли, что чувствуете себя так только с теми людьми, которые внесли предоплату и ждут от вас результатов. Обычно они старше вас как по возрасту, так и по карьерной иерархии — это топ-менеджеры других компаний, директора, собственники.

Шаг 3. Постарайтесь вспомнить человека из вашей жизни с такими же характеристиками, перед кем вы испытывали подобное чувство и справлялись с ним с помощью потягивания волос и заламывания рук. Допустим, под это описание попал отец, который регулярно отчитывал вас за то, что вы что-то сделали не так, как ему хотелось. И в минуты, когда он вас отчитывал, вам ничего нельзя было сказать в ответ — вы испытывали напряжение и справлялись именно так. Вам это помогало выплеснуть через тело всё, что хотелось сказать.

Сам факт того, что вы заметили проблему и интересуетесь её решением, — это 50% успеха.

Причина 2: неуверенность в себе

Неуверенность в себе может быть из-за дефицита знаний. Например, вы получаете возражения от клиентов и не можете их «отработать» — в таком случае вы начинаете чувствовать дискомфорт.

Из опыта я могу сказать, что продавец должен быть готовым к любым претензиям и досконально знать свой продукт, его сильные и слабые стороны. Возражения не должны сбивать вас с толку и заставлять нервничать — наоборот, в них скрыта огромная ценность. Благодаря замечаниям от клиентов вы сможете понять, чего именно хочет клиент и какие истинные выгоды для него важны. Как следствие, это придаёт уверенность → в уверенности много спокойствия → в спокойствии мы естественны → проблем с руками нет.

Причина 3: отсутствие опыта переговоров

Бывает, что специалист очень хорошо делает свою работу, но у него нет опыта продаж или переговоров. И именно в этих направлениях он чувствует неуверенность в себе. В таком случае хочу порекомендовать:

1. Пройти обучение по продажам или переговорам, заручиться теорией.

На эту тему у нас есть подкаст с примерами из реальных переговоров и пошаговый план по подготовке к переговорам.

2. Найти наставника — человека, который объяснит и покажет, как он выходит из различных ситуаций, поделится личным опытом и даст совет.

3. Получить опыт в переговорах через страх и дискомфорт. Опыт можно получить, только действуя, пробуя, ошибаясь.

Про это мы тоже уже рассказывали подробнее. Советуем прочитать нашу статью про страх ошибок и про то, как с этим страхом справляться.

4. Пройти курс психотерапии или коучинга, потому что узнавая себя и прорабатывая свои травмированные или слепые зоны, вы станете более уверенными в себе. Мой путь показывает, что именно это помогло мне преодолеть страх заговорить с клиентом любого статуса и положения.

Два быстрых совета

Они могут помочь вам до того, как вы разберётесь с причиной.

Переключение фокуса на предметы

Советую во время таких стрессовых ситуаций держать что-то в руках и крутить именно их: ручку, кольцо на пальце, платок, ежедневник, антистрессы. Да, возможно, это заметят. И вероятнее всего, это сообщит собеседнику, что вы чувствуете дискомфорт. Но это меньшее из зол, которое точно не нанесёт вам физических увечий.

Жестикуляция

Мы выяснили, что заламывание рук и теребление волос — это защитный механизм, и в нём содержится энергия. Это можно направить себе во благо, освоив жестикуляцию. Таким образом, с одной стороны, вы сможете перестать теребить волосы и руки. А с другой стороны, сможете воздействовать сразу на два канала восприятия собеседника — и аудиальный, и визуальный. Ваша убедительность от этого станет только крепче. Оба зайца «убиты».

Итого

Тело никогда не лжёт, оно разговаривает с нами. Понимать сигналы тела — это навык, и выучить его язык можно и нужно. Всё, что оно транслирует, — это подсказка, сигнал, знак. Знак к изучению себя, своих сильных и слабых сторон и умению обращаться с ними, использовать преимущества и недостатки.

В моей жизни было много ситуаций, в которых я сгорал со стыда, не находил места себе и своим рукам, получал плохой опыт. И знаете — он ценнее, чем хороший. Ошибки — это рост, главное, научиться падать. Как бы это парадоксально ни звучало, только страдая — мы растём.

Желаю вам быть исследователем, развиваться, учиться, ошибаться, расти. Спокойствия и уверенности.

Что ещё почитать: