Приказ Минздрава РСФСР № 297 от 21.10.1969 г. "Об утверждении границ округа и зон горно-санитарной охраны Черноморского Побережья Краснодарского края от Анапы до Сочи".
Указанный приказ появился благодаря передаче некоторых вопросов в ведение Министерства здравоохранения РСФСР на основании Постановления Совета Министров РСФСР № 153 от 12 февраля 1966 года.
В соответствии с п. 64 указанного постановления на решение Министерства здравоохранения РСФСР переданы вопросы утверждения границы округов санитарной охраны курортов и местностей лечебного значения, находящихся на территории РСФСР, в том числе, и для курортов союзного значения.
Ну, вот и утвердили в 69-ом году.
Проект округа горно-санитарной охраны Черноморского побережья Краснодарского края от реки Шепси до реки Псоу был разработан, по видимому, ещё в 1965 г. СКГП "Геоминвод" (на это указано в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда № 15АП-14926/2015 от 22.12.2015 по делу № А32-41697/2014). А утверждён был в 1969 г.
В приложениях №№ 1, 2, 3 к приказу 1969 г. приведено описание границ каждой санитарной зоны (1, 2 и 3 зон), но точных координат характерных точек нет. Картографический материал, в крайнем случае, в открытых источниках не приведён.
Да, и опубликован приказ официально не был.
Почему так интересен данный Приказ?
Ответ даёт коллегия судей Краснодарского краевого суда в апелляционном определении от 07.12.2021 г. по делу № 33-36789/2021 "... до настоящего времени Правительством РФ не принято постановление, устанавливающее границы округов и режим зон горно-санитарной охраны в городе-курорте федерального значения – Сочи, что предусмотрено ФЗ-26 от 23.02.1995 г. "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", а так же ст. 96 ЗК РФ".
Действительно в соответствии со ст. 4 Закона о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Правительство РФ устанавливает границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение.
Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 16 Закона № 26-ФЗ).
Постановление Правительства РФ № 1425 07.12.1996 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" в п. 18 также устанавливает, что границы и режим округов горно-санитарной охраны утверждаются Правительством Российской Федерации по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Встаёт вопрос: "Хорошо, новые границы зон охраны не утверждены, но действуют ли старые".
В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ № 2014-1 от 12.12.1991 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" определено, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР.
Кроме того, РСФСР являлась республикой в составе СССР. 12.06.1990 г. Совет народных депутатов РСФСР провозгласил суверенитет РСФСР (независимость от СССР) (Декларация СНД РСФСР № 22-1 от 12.06.1990).
Согласно п. 5 Декларации для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории.
Т.е. на территории независимой РСФСР продолжали действовать акты РСФСР.
Впоследствии, на основании Закона РСФСР № 2094-1 от 25.12.1991 "Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика" было лишь изменено наименование государства с РСФСР на РФ.
Полагаю, что акты РСФСР продолжили действие на территории уже РФ. Ведь, по большому счёту, с юридической точки зрения везде, где было написано "РСФСР" нужно после 25.12.1991 г. читать "РФ" (как будто дополнительным соглашением к договору изменили наименование стороны).
Не успокаиваемся! Копаем дальше!
18.03.2011 вышло Распоряжение Президента РФ № 158-рп, в котором указано на необходимость определения перечня правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов недействующими на территории Российской Федерации.
Приказ не признан утратившим силу в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины", закрепленного в статье 15 Федерального закона № 247-ФЗ от 31 июля 2020 г. "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
В приложении № 2 Приказа Минюста России № 41 от 22.03.2017 приведён перечень актов СССР И РСФСР, подлежащих инкорпорации в российское законодательство. Среди перечисленных в этом приложении актов Приказа № 297 от 1969 г. не оказалось. Как не оказалось и в плане на 2018 г. (утв. Приказом Минюста России № 52 от 13.03.2018), и всех последующих планах до 2022 г. включительно, и всех планах до 2017 г. (с 2011 по 2016).
В перечень, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации № 2467 от 31 декабря 2020 г., продлевающий "жизнь" нормативных актов, Приказ № 297 также не вошёл.
Что имеем в итоге?
Приказ 1969 г. № 297 не отменён, в отношении него не принято решение об инкорпорации в состав законодательства РФ, срок его действия не продлён, он не изменён.
Кроме того, Решением Верховного Суда Российской Федерации № АКПИ17-947 от 17.01.2018 (оставленном без изменения Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ № АПЛ18-98 от 12.04.2018) в признании недействующими Приказа Минздрава РСФСР № 297 от 21.10.1969 было отказано.
Ничего не остаётся как признать, что он действует.
Судебная практика до сих пор складывается на его основании.
Границы первой зоны на территории города Сочи установлены приказом Министерства здравоохранения РСФСР от 21 октября 1969 года № 297 "Об утверждении границ округа и зон горно-санитарной охраны Черноморского побережья Краснодарского края от Анапы до Сочи" (Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15.12.2020 по делу № 88-17411/2020).
Приказом Министерства здравоохранения РСФСР от 21.10.1969 N 297 утверждены границы округа и зон горно-санитарной охраны Черноморского побережья Краснодарского края от г. Анапы до г. Сочи (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № Ф08-520/2023 от 06.03.2023 по делу N А32-18040/2022).
Почему так важно понять действует ли Приказ 1969 г.?
Дело в ограничениях оборотоспособности участков, входящих в состав границ зон горно-санитарной охраны, и ограничений использования таких участков.
При этом Приказ 69-го года не обладает той необходимой точностью, требуемой в современных условиях жизни. Проблематично точно определить нахождение того или иного участка в составе определённой зоны охраны по Приказу 69-го года.
Не стоит забывать и о том, что с момента утверждения Приказа прошло 54 года! За это время, скорее всего, существенно изменились границы описанных в приказе зон, вследствие обычных геоморфологических процессов (где-то намыло грунт, где-то наоборот).
Поэтому, наверное, немаловажно обновить границы горно-санитарной зоны такого большого и значимого курорта. Границы должны стать точными. При этом точность должна отвечать современным реалиям.
Установление Приказом № 297 от 1969 г. горно-санитарных зон влечёт в том числе:
- невозможность приватизации земель.
Участки расположены во второй зоне округа санитарной (горно-санитарной) охраны города-курорта Сочи, а запрет их приватизации сохраняется (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № Ф08-7190/2022 от 12.09.2022 по делу № А32-33896/2021).
Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен п. 8 ст. 28 Федерального закона № 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № Ф08-6558/2022 от 20.07.2022 по делу № А32-22986/2021 (оставлено без изменения Определением Верховного Суда РФ № 308-ЭС22-18102 от 03.10.2022).
Хотя бывает у судов и иное мнение. Приведу одно из них. Интересное.
Коллегия Краснодарского краевого суда по делу № 33а-8946/2021 в апелляционном определении от 16.03.2021 указала на то, что спорный земельный участок находится во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта Сочи, установленной приказом Минздрава РСФСР от 21.10.1969 N 297, не утратившей данный статус и продолжающих входить в состав земель особо охраняемых территорий. Довод о том, что земли таких территорий не подлежат приватизации, несостоятельны по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 3.1. Федерального закона № 33-ФЗ от 14.03.1995 "Об особо охраняемых природных территориях" оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
Ссылка в апелляционной жалобе администрация города Сочи на ограниченность в обороте спорного земельного участка - злоупотребляет правом, поскольку ею принято Постановление № 572 от 27.02.2015 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов", регламентирующее порядок приобретения земельных участков на территории города-курорта Сочи из состава муниципальной собственности в частную собственность. Наличие данного административного регламента подразумевает доступность для всех без исключения граждан и юридических лиц приватизации земельных участков на территории города Сочи.
- особый размер арендной платы.
Данный участок является ограниченным в обороте, поскольку расположен во второй зоне округа санитарной охраны курорта и не подлежит передаче в частную собственность (п. 5 ст. 27 Земельного кодекса). Размер арендной платы в соответствии с принципом № 7, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009, не должен превышать размер ставки земельного налога (действующей в соответствующие периоды) (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № Ф08-9324/2022 от 08.09.2022 по делу № А32-49907/2021).
- ограничения на использование земли, в том числе, строительство.
Установив, что предлагаемое предприятием к использованию для сброса сточных вод место водопользования расположено в границах второй зоны округа горно-санаторной охраны Черноморского побережья Краснодарского края от Анапы до Сочи (в русле реки, внутри контуров зоны "ПР" - прибрежная защитная полоса реки Мзымта и зоны "ВД" - водоохранная зона реки Мзымта, в границах второй зоны горно-санитарной охраны курорта), суд сделал обоснованный вывод о том, что наличии у министерства оснований для отказа в удовлетворении заявления предприятия (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № Ф08-12983/2021 от 10.12.2021 по делу № А32-54460/2020 (оставлено без изменения Определением Верховного Суда РФ № 308-ЭС22-3721 от 13.04.2022).
Земельный участок, на котором планируется строительство, входит в состав особо охраняемой природной территории. Общество при обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство спорного объекта не представило заключение государственной экологической экспертизы проектной документации (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № Ф08-3430/2021 от 27.05.2021 по делу № А32-14004/2020 (оставлено без изменения Определением Верховного Суда РФ № 308-ЭС21-16048 от 22.09.2021).
Поделитесь своим опытом применения законодательства о горно-санитарных зонах. Интересно. Даже очень интересно!
Что-то надо обсудить? Черкните, обсудим.