Найти тему
Artemisia Studio

Портретный жанр в изобразительном искусстве.

Оглавление

Юрий Лотман писал: «Бытовое представление склонно отождествлять функцию портрета и фотографии: предметами обоих является отражение человеческого лица… У фотографии нет прошлого и будущего, она всегда в настоящем времени. Время портрета динамично, его „настоящее“ всегда полно памяти о предшествующем и предсказанием будущего…».

Портрет - это не только изображение человека, где художник ставит задачу воспроизведения внешнего сходства, а сложное исследование личности портретируемого. Рассматривая портрет, вживаясь в мысли и чувства изображаемого человека, мы постигаем не только самого человека, но и окружающий его мир, время, в которое он жил через призму его чувств и мыслей.

«Такая работа стоит целой биографии».

«Если художник воспроизводит лишь внешние черты, что доступно фотографии, если он тщательно прописывает мельчайшие чёрточки лица, не соотнося их с характером, - он не заслуживает внимания. Сходство, которого он должен достичь, исходит из души; единственное, что важно, - душевное сходство…» - напутствовал молодых художников в своём «Завещании» Огюст Роден.

Но, именно, искренность художника, проникновение в личность портретируемого, стремление сказать правду часто становится причиной сложных взаимоотношений с заказчиком портрета или со зрителем.

« Крайне редко человек видит себя таким, каков он есть, но даже, если он осознаёт это, то не приемлет правдивого изображения, сделанного художником. Он требует, чтобы его представили в наиболее обезличенном и банальном виде… и даже красивые женщины упрашивают, чтобы их изображение обезобразили, снабдив неприметной кукольной физиономией»  -  замечал великий скульптор.

Но всё вышесказанное не умаляет, а подчёркивает значение ремесленных умений художника  инеобходимость передачи индивидуального сходства, которое  определяет сам факт существования портрета. Вне сходства не может быть портрета как самостоятельного жанра.

Идея портрета, возникшая в результате эмоционального отношения к человеку, требует в каждом отдельном случае своих композиционных и технических средств выражения.

По характеру изображения можно выделить две основные группы: парадные и камерные портреты. Каждый из них в процессе исторического развития претерпевал значительные изменения, но принцип художественно-образного отражения оставался неизменным.

Парадный портрет

Парадные портреты заказывали у известных художников царствующие особы и члены их семей, придворные, знатные и богатые люди. Идейное содержание такого портрета требовало особых средств воплощения.

Парадный портрет чаще всего раскрывает одну какую-либо черту человеческой личности в связи с ее положением в обществе, особыми заслугами в определенной сфере деятельности.

Парадный портрет отличается, в первую очередь, монументальностью решения. Как правило, он предполагает изображение человека в полный рост (иногда, сидящим на коне). Мастера писали свои модели, одевая их в богатые мундиры, роскошные платья, помещая на фоне пейзажа, архитектурных элементов или пышных драпировок.

Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины-законодательницы в храме богини Правосудия.
Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины-законодательницы в храме богини Правосудия.

Камерный портрет.

В камерном портрете используется поясное, погрудное или оплечноеизображение, чаще всего, на нейтральном фоне. Это, как правило, картины небольшого размера, где композиционным центром является лицо, которому художник отводит ведущую роль. Главная задача здесь - исследование личности, передача её характерных особенностей, что требует от художника глубокого проникновения в психологию изображаемого человека. Когда модель оказывалась из близкого круга, можно было получить свободу выражения, поскольку в этом случае теряли свою принудительную обязательность традиционные нормы взаимоотношения с заказчиками.

Нельзя сказать, что эпоха портретируемого, его окружающий мир не находят своего отражения в интимном портрете – они даются как-бы в преломлении сквозь внутренний мир человека.

Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы.
Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы.

Автопортрет.

Это изображение художником самого себя. Художники часто рисуют автопортреты. (Мы знаем около 100 автопортретов Рембрандта). Часто это продиктовано желанием "безнаказанно", свободно экспериментировать, что не всегда возможно, например, в заказном портрете.

В портретном жанре существуют различные типы композиции. Это голова, поясной портрет, фигура в рост, групповой портрет.

По числу изображений на одном холсте помимо индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего, это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли - портретные галереи.

Портрет, в котором человек представлен в виде какого-либо аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа называют костюмированным. Портреты различают и по размеру. Существует, например миниатюрный портрет.

Портрет –  один из самых распространённый и наиболее рано сложившихся жанров изобразительного искусства. Древнейшее изображение человеческого лица насчитывает 27 тыс. лет. Оно находится во Франции, в пещере Вильонер.

Несмотря на длинную историю портретного жанра, на протяжении многих тысячелетий рисуночный портрет являлся только подготовительным этапом работы над живописью и скульптурой. Материалы рисунка, менее долговечные, чем краска и камень предопределили то, что мы очень мало знаем о рисунке древнего мира и средневековья.

Сформировавшись вместе с живописным портретом, как его подготовительный этап, в эпоху Возрождения, рисуночный портрет отличался меньшим разнообразием композиционных решений, отсутствием фона, меньшим количеством деталей костюма и аксессуаров.

Портретные рисунки, как правило, представляют собой оплечные, погрудные или поясные изображения. Костюм даётся обобщённо. Всё внимание сосредоточено на лице. Искусствовед Б.А. Соловьёва, сравнивая рисуночный и живописный портреты, писала: «Они являют, как бы две ипостаси человека: рисунок даёт его таким, каким он раскрывается в непосредственном общении с другим человеком; живописный портрет раскрывает человека в его связях с миром, показывает его положение в социальной структуре и отношение к нравственным и эстетическим ценностям своего времени. Обобщая, можно сказать, что рисуночный портрет даёт образ человека, а живописный – облик эпохи».

Многие великие художники от Возрождения до Нового времени посвящали своё творчество искусству карандашного портрета. К шедеврам графического искусства относятся мощные античные головы Микеланджело и, пронизанные гармонией и спокойствием этюды женских голов Леонардо да Винчи; необычайно точные рисунки Дюрера и Ганса Гольбейна Младшего, карандашные рисунки французских художников 16 – 17 веков, живые и энергичные рисунки Рубенса, ювелирно отточенные и музыкальные портреты Энгра.

 Ганс Гольбейн Младший. Портрет Томаса Пари.
Ганс Гольбейн Младший. Портрет Томаса Пари.
Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы.
Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы.
Жан Огюст Доменик Энгр. Портрет Паганини.
Жан Огюст Доменик Энгр. Портрет Паганини.

Русское изобразительное искусство развивалось иначе, чем европейское. Возникновение реалистического карандашного портрета в России было связано с открытием Императорской Академии художеств во второй половине 18 века. Отличительной чертой творчества отечественных портретистов является интерес к личности изображаемого человека, прочувствованность образа. Таковы карандашные портреты О.А. Кипренского (рис. 4), В.А. Серова (рис 5), И.Е. Репина.

Рисунок 4. О.А. Кипренский. Портрет К.Н. Батюшкова.
Рисунок 4. О.А. Кипренский. Портрет К.Н. Батюшкова.
Рисунок 5. В.А. Серов. Портрет П.П. Чистякова.
Рисунок 5. В.А. Серов. Портрет П.П. Чистякова.

Изобретение фотографии освободило портрет от утилитарности и открыло безграничные возможности для экспериментирования.

В настоящее время жанр портрета развивается по двум направлениями: ремесленный заказной портрет, дублирующий фотографию и портрет стилизованный или формальный, где нередко теряется связь с жизнью. Рисуночный портрет, не имеющий коммерческой ценности, в современном искусстве почти не представлен.

Понравилась статья?

Лайк и подписка будут поддержкой развития нашего канала🎨