Найти в Дзене

Что это за чудо? Подсвечник-миракль в Эрмитаже

Это подсвечник сразу бросается в глаза, когда оказываешься в "Гостиной усадебного дома" в Эрмитаже. Точнее, сначала замечаешь живописный экран, а затем понимаешь, что он не просто закреплен на подставке, а является частью подсвечника.

Подсвечник-миракль. Экспозиция "Гостиная усадебного дома" в Эрмитаже
Подсвечник-миракль. Экспозиция "Гостиная усадебного дома" в Эрмитаже

Такие осветительные приборы на одну, две и даже несколько свечей встречаются в интерьерах начала XIX века в Павловском и Екатерининском дворцах, мемориальном Музее-даче А. С. Пушкина.

Плоский или закругленный экран может передвигаться по вертикали на стержне, к которому он прикреплен, что позволяет регулировать освещенность.

Подсвечник-миракль. Экспозиция "Гостиная усадебного дома" в Эрмитаже
Подсвечник-миракль. Экспозиция "Гостиная усадебного дома" в Эрмитаже

Колебания пламени свечи "оживляют" картинку, нанесенную на экран, создавая театр теней. Этим и объясняется название подсвечника: миракль (miracle) переводится с французского как "чудо".

Другое название подобных осветительных приборов ― "омракль" (от французского "ombre" ― тень). Так называли подсвечники с экраном во времена Екатерины II, когда они появились и были очень популярны.

Чаще всего экран представлял собой акварельный рисунок в бронзовой рамке, закрытый с обеих сторон слюдой для предохранения бумаги от огня свечи.
"Подарок императрицы Марии Федоровны". Татьяна Серпинская,
старший научный сотрудник,
хранитель фонда «Металл» музея-заповедника "Царское Село"
Источник

Экраны изготавливали из ткани, стекла, перламутровых пластин, ― материалов, позволяющих видеть на просвет нанесенный декор.

В одном из антикварных магазинов я видела миракль с экраном из неглазурованного фарфора ― бисквита. Вырезанное живописное изображение за счет разной толщины фарфора на просвет выглядело впечатляюще. Техника подсвечивания камня на свету называется литофания (от "lithos" ― камень, "phainein" ― освещать).

Представленный в Эрмитаже экран украшен вышивкой и, как мне показалось, с вкраплениями бисера. Раньше подсвечник стоял на небольшом столике в глубине зала справа, теперь его перенесли на консоль поближе к ограничительной ленте, но все же рассмотреть мелкие детали довольно сложно. Смотрительница зала не смогла ответить на мой вопрос, но я не теряю надежды найти ответ во время следующего визита.