Почему "импортозамещение наоборот" возникло в деле подготовки русских врачей.
В России возник дефицит трупов. Об этом со ссылкой на руководителя некой "частной анатомической лаборатории" Алексея Иванова написал телеграм-канал BAZA. Речь, конечно, не о трупах вообще, а о кадаврах - неповрежденных телах умерших, пригодных для отработки сложных хирургических манипуляций. Дело в том, что заформалиненные трупы и манекены годны для студентов-медиков, но не для квалифицированных хирургов, которым надо практиковаться в освоении новых навыков. Для этого нужны не вскрытые и не поврежденные тела. Вот их, якобы, и не хватает.
После сообщения телеграм-канала со ссылкой на Алексея Иванова некоторые издания стали проверять информацию и выяснили - да, русским клиникам приходится закупать трупы за границей за бешеные деньги, даже в условиях санкций. Например, издание MSK1 нашло на сайте Госзакупок контракт, по которому 67-я горбольница Москвы в конце 2022 года купила десять «анатомических фрагментов биоматериала (торс с головой) для использования в учебных, научных и демонстрационных целях» за 8 миллионов рублей — по 784 тысячи за тело.
Кто продает русским больницам импортных кадавров
Закупка осуществляется не напрямую, а через частную организацию "Институт анатомии". Он находится в Сколково и занимается поставками тел и обучающими курсами для хирургов на биологическом материале. В частности, большой курс для хирургов ведет кандидат медицинских наук Алексей Иванов. "Институт анатомии" раньше поставлял тела в сотрудничестве частной анатомической лабораторией "Симбиотех", руководителем которой опять же является Алексей Иванов! Тот самый, который рассказал BAZA про дефицит трупов. Теперь делает это и напрямую.
Почему импортные трупы дороже
Как рассказали журналистам в "Институте анатомии", тела, которые привозят замороженными из США, обходятся больницам в 3-4 раза дороже отечественных. Тут и перевозка, и хранение, и оформление многочисленных документов - в Америке закон о донорстве очень строгий.
Закупки замороженных тел в США в "Институте анатомии" обосновали сложным законом о донорстве органов в России.
- Дело не в том, что отечественных товаров не хватает. У нас есть закон о донации органов после смерти — он позволяет посмертно отдать свое тело для трансплантации или научных целей. Но культура нашего населения такова, что донацией своих органов и тела после смерти никто не занимается, - цитирует MSK1.
Презумпция согласия и как она влияет на донорство
Комментарий "Института анатомии" может создать впечатление, что в России свое тело после смерти надо как-то особенно "завещать" науке. Но это не так. Статья 8 закона "О трансплантации органов и тканей" разрешает использовать органы и все тело человека после его смерти при отсутствии запрета. То есть действует "презумпция согласия".
В мире есть два подхода к донорству органов. Презумпция согласия - когда органы по умолчанию можно изымать, если это прямо не запретил сам человек перед смертью или его родственники после. Презумпция согласия действует в России и в большинстве европейских стран.
В США, наоборот, презумпция несогласия - если человек заранее не дал разрешения на донорство (отметка об этом ставится в водительских правах), то забирать органы нельзя.
Получается, что в больницах в России должно быть достаточно покойных, которые не запретили использовать свои тела для науки и чьи родственники тоже этого не сделали. Просто потому, что многие не знают о необходимости оформления такого запрета.
Другое дело, что возни с бумагами в таком случае действительно будет очень-очень много, мы знаем свою медицинскую бюрократию. А стоит такой кадавр в 3-4 раза дешевле импортного. Ну и кто захочет больше работать за меньшие деньги?
Вот и везут в русские больницы замороженных американцев на деньги наших налогоплательщиков.