История изучения нанобактерий – кроме шуток, захватывает. И как положено закрученному сюжету фантастического романа начинается она в космосе. Причём, давно – 4.6 миллиарда лет назад. Когда Солнце ещё было лишь багровой, кипящей тучей сжимающегося газа, вокруг же него в бешеном, сходящемся круговороте рождалось первое твёрдое вещество системы – хондриты. Прокрутив всё это под пафосное бормотание диктора, резко переносимся в «наши дни».
Наши дни (1969 год): бороздивший космическую пустоту с рождения Солнечной системы метеорит зачем-то падает в окрестностях австралийской деревни Мурчисон. Крупным планом фермеры и куры… Как-то так действие и началось. Исследование данного и нескольких других угольных хондритов в 70-80 годах прошлого века привело к обнаружению в них микроскопических упорядоченных элементов, напоминающих окаменевшие глифы грибов, что-то подобное спорам и совсем уж крошечные колбочки. Последние, – если б не размер, на порядок меньший малого, – могли бы быть бактериями. Тоже, разумеется, окаменевшими.
Анализ химического состава образований обострил интригу до предела. В колбочках были обнаружены нуклеиновые основания, входящие в состав РНК и ДНК, и аминокислоты – причём, последние с преобладанием L-энантиомеров, характерным для живых организмов… На большее рассчитывать не приходилось, так как хондритовая глыба более 4 миллиардов лет поливалась потоками космических излучений. Тем не менее, картина складывалась. Однако, наличествовал нюанс. Даже три нюанса.
Во-первых, в составе хондрита (никогда частью более крупного тела не являвшегося) не могло быть и никогда не было жидкой воды. Что, вроде бы, исключало возможность жизни в его толще. Во-вторых, нечто похожее на окаменевших бактерий точно не было окаменевшими бактериями. Так как фоссилизация подразумевает замещение разлагающихся тканей тела минеральными наночастицами… размером, как раз, с такую «бактерию». И опять-таки, процесс требует наличия жидкой воды.
...В третьих же, «бактерии» оказались слишком малы, чтобы вместить молекулу ДНК. Разве что, РНК, но… теория РНК мира появилась позже. Учёные озадачились, не придя к каким-то разумным выводам о природе обнаруженных объектов.
Интрига же, между тем, продолжала закручиваться. На рубеже 80-90 нанобактерии, подобные космическим, были обнаружены и на Земле. Сначала в горных породах, а затем в организмах животных и даже человека. Но… тут нужно сразу подчеркнуть, что название, данное странной форме жизни просто за неимением лучших идей, никогда не считалось удачным.
И размер объектов и их структура, – а особенно состав, – скорее, позволял уподобить их вирусам, но весьма странным, – имеющим сильно минерализованный капсид на белковой основе. Организм, вообще не включавший, вроде бы, жидкости, работать, естественно, не мог. Но как-то работал. Причём, в самых разных средах, – исключая лишь живые клетки, внутри которых функционировали нормальные вирусы. Нанобактерии питались, поглощая растворённые вещества, однако, – пассивно. Без поддержания гомеостаза, без создания разницы в осмотических давлениях, а значит и без затрат энергии. Нанобактерии обладали метаболизмом, – выделяли в среду отходы. И тоже своеобразные. Их внутренняя химия была основана на процессах биоминерализации. Наконец, нанобактерии росли и размножались делением. Причём, тут вообще ничего нельзя было поделать. Кипячение, ультрафиолет, как и утопление в антибиотиках им совершенно не вредили. Обнадёживало лишь, что плодятся нанобактерии в 10000 раз медленнее обычных.
И да. Самым удивительным было то, что нанобактерии, подобно вирусам, не синтезировали аминокислоты, нуклеотиды, жиры сами, а заимствовали их из окружающей среды. Именно так, – всем готовым, – питались гипотетические протобионты катархейского эона.
...Некоторая ясность возникла, лишь когда «нанобактерий» научились… синтезировать. А что там? Просто кристаллизация гидроксифосфата кальция – апатита. Это соединение встречается как в природе (в том числе в месторождениях вулкано-осадочного происхождения, – о чём стоит упомянуть ввиду некоторой общности с образованием хондрита), так и в человеческом организме – от костей и зубов, до почечных камней. В форме наночастиц апатитовые конкреции связываются с белками, жирами и нуклеотидами. Так – питаются, растут и делятся. Подобные, сходные с жизнедеятельностью, эффекты давно наблюдались у кристаллов и коацерватных капель.
Последний натиск предпринятый биохимиками уже в 2010-х показал, что внутри земных «нанобактерий» царит тот же хаос, что и внутри космических. Нуклеиновых кислот, равно как и прочих способных к автокатализу, – да и вообще достаточно сложных, – молекул там просто нет. Но на миллиарды лет воздействия радиации это уже не спишешь.
«Нанобактерии» оказались призраком. Биоморфными преципитатами.
Блог нуждается в поддержке. Кошелёк ЮMoney 4100 1168 3178 5907