Найти тему
Бизнес-клуб МГЮА

Реально ли заработать на маркетплейсах?

Оглавление
Торговля товарами. Наверное самое очевидное, когда человек только загорается предпринимательством. Но каким же образом лучше начать? На самом деле, сейчас сложно представить розничную торговлю без онлайн составляющей. Для кого-то это возможность попробовать себя в роли предпринимателя, кто-то рассматривает электронную коммерцию как способ дополнительного охвата целевого рынка сбыта, при этом уже имея основной оффлайн сегмент. Флагманом торговли товарами через интернет являются маркетплейсы, чей объем продаж растет из года в год.
Но как начать продавать на маркетплейсах и какие преимущества он может дать? Скорее всего все сталкивались с этим вопросом, когда увидели конкретную нишу, на которой смогли бы реализовать себя как предпринимателя

Сегодня мы постараемся разобраться во всех нюансах, дать практические советы и провести небольшой сравнительный анализ площадок, который позволит начать продавать свои товары на маркетплейсах.

Более подробный разбор конкретных площадок опишем в следующих публикациях!

Начать лучше всего будет с того, что такое маркетплейс, как он работает и что он представляет как инструмент торговли

Слово «маркетплейс» постоянно звучит в обыденной жизни, интернете и т.д. Люди становятся регулярными покупателями на таких площадках, например, по статистике Левада-центр пользователями маркетплейсов стали около 37% населения России - это на 19% больше, чем за последние 5 лет. Но для кого-то же даже в 2023 году этот термин является достаточно тяжелым, чтобы разобраться. Знакомство с данной темой лучше начать с определения.

Маркетплейс – это онлайн-ресурс, на котором продавцы размещают и реализуют свои товары, а покупатели могут найти и приобрести интересующие их товары.

В чем суть маркетплейсов?

Маркетплейс служит некоторым посредником между спросом и предложением, упрощает поиск товаров и их дальнейшую реализацию в интернете. Это можно назвать “место встречи” покупателей и продавцов для осуществлении их взаимных потребностей.

Маркетплейс создает эту “встречу” не просто так, он зарабатывает на комиссиях за размещение товаров на площадку, продажу товаров и доставку их к потребителю.

В последнее время в России образовались “большие игроки” онлайн продажи товаров - это Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, Сбермегамаркет и другие. Что касается глобальных маркетплейсов - это китайский Aliexpress и американский Ebay.

Таким образом, есть понимание того, что российские маркетплейсы - достаточно известные компании с отличным уровнем деловой репутации, которые смогут организовать взаимодействие между продавцами и покупателями на высоком уровне. Это первое преимущество к выбору в пользу маркетплейса как старта предпринимательства.

Какие же преимущества маркетплейсов еще есть для предпринимателей? Давайте же разберемся!

В первую очередь сотрудничать с маркетплейсом имеет смысл из-за гигантского рынка сбыта. По результатам маркетинговых исследований, 51% опрошенных совершали минимум одну покупку на онлайн-площадках за последние полгода, это говорит о многом! Обороты топовых маркетплейсов растут в геометрической прогрессии. Помимо бурного развития рынка можно отметить и другие очевидные преимущества:

  • Низкий порог входа на маркетплейс. Всё что потребуется от продавца – его товар и желание сотрудничать. Товар может быть как собственного производства, так и продажа с разрешения правообладателя (лицензированный). Также существует и рынок нелегальных товаров (против воли правообладателя). Площадка предоставляет свою инфраструктуру, рекламные алгоритмы, логистику и систему расчётов.
  • Экономия на издержках от ведения бизнеса. Нет нужды организовывать и оплачивать аренду складских помещений, точек розничной торговли, рекламные баннеры. Это берёт на себя маркетплейс, при этом за дополнительную плату. Конечно, никто не отменял отправку товаров из собственных складов - это лишь выбор продавца.
  • Возможность продавать в любые точки страны. Логистическая система, выстроенная маркетплейсом позволит продавать товары где угодно, например, если товар находится во Владивостоке, покупатель из Москвы или даже Калининграда сможет увидеть на сервисе и купить. Товар покупателю придет доставкой.

Преимущества очевидны, но существуют и минусы, которые у маркетплейсов, естественно, есть.

  • Высокая конкуренция. В самых популярных нишах борьба с другими брендами может быть настолько ожесточенной, что доходит до абсурда. В погоне за количеством продаж предприниматели могут даже начать ценовую войну: кто-то один снизит цены, а другим придется сделать то же самое, чтобы не упустить заказы. Но из-за этого можно потерять прибыль.
  • У каждого маркетплейса — свои правила. И они далеко не всегда выгодны продавцам. Продавцы Wildberries не стали скрывать своего недовольства, когда оказалось, что в случае отказа участвовать в распродаже по случаю Всемирного дня шоппинга, продажу их товара временно заморозят. А у маркетплейса Ozon есть есть пороговые значения цен, с которых отсчитывается комиссия. Если стоимость товара ниже этого порога, комиссия за выполненный заказ все равно списывается как если бы товар соответствовал пороговому значению. Это делает невыгодным работу с ним продавцам недорогих вещей для ряда категорий.

Оценив плюсы и минусы, Возникает вопрос: Реально ли заработать на маркетплейсах?

Если ответить однозначно – конечно реально! Более того, это гораздо проще, чем в случае запуска собственного интернет-магазина или открытия оффлайн-магазина.

Однако, это далеко не так просто. Торговля на маркетплейсах – это в первую очередь предпринимательская деятельность. Она подразумевает риски, возможность убытков и даже банкротства. Всё зависит от самого продавца. Ему необходимо выбрать подходящий маркетплейс, действительно востребованную нишу, найти рентабельных поставщиков, если он не является производителем собственной продукции, изучить ценовую политику конкурентов, выделить бюджет на продвижение.

Если эти действия будут грамотно осуществлены, то успех более, чем вероятен.

Проведем небольшое описание каждого известного в России маркетплейса:

Ozon

Один из крупнейших маркетплейсов России. Сегодня покупатели по всей стране находят там практически любой товар по лучшим ценам. Его логистика распространилась не только в самые отдалённые уголки России, но и в страны СНГ и Евросоюза. Из очевидных плюсов для продавца можно отметить:

  • Достаточно простой интерфейс личного кабинета.
  • Возможность получать выплаты ежедневно.
  • Наличие удобного мобильного приложения, которого вполне достаточно, чтобы управлять своими продажами.
  • Множество обучающих материалов для продавцов, помогающих освоиться на площадке.

Начать продажи на Ozon можно имея статус ИП, самозанятость или зарегистрировав юридическое лицо.

Wildberries

Главный конкурент Ozon на рынке маркетплейсов. В данный момент является лидером по обороту. Начинал как площадка для продажи одежды, но со временем освоил практически все существующие ниши.

Сейчас на Вайлдбериз не получится купить разве что запрещенные законом предметы. Можно сказать, что это русский аналог Алиэкспресс. Недавно платформа стала работать на белорусском и казахстанском рынке. К плюсам Wildberries можно отнести:

  • Оперативный приём поставок на региональный складах. По личному опыту замечено, что их работа в самом деле быстрее, чем на Ozon.
  • Большое количество акций для продвижения партнеров. Регулярно проводятся федеральные акции, приуроченные к определённым праздникам, есть достаточно эффективная рассылка писем для заинтересованных клиентов.
  • Лидерство на рынке. Больше всего клиентов, особенно женская аудитория, покупают здесь.

Критерии для продавца все те же: ИП, самозанятый или юридическое лицо.

Яндекс.Маркет

Маркетплейс от отечественного технологического гиганта. В начале платформа была агрегатором, который позволял сравнивать цены в разных онлайн-магазинах. В 2021 году он стал полноценной торговой площадкой, которая использует все хай-тек преимущества для конкуренции с другими экосистемами. К плюсам работы на Яндекс Маркете относятся:

  • Доверие потребителей. Яндекс – сильный и уважаемый бренд. Люди доверяют этой компании и охотно делают заказы через её площадку.
  • Высокотехнологичная система аналитики. Технологии сбора данных, их анализ и выстраивание на основе результатов сложных маркетинговых моделей – очевидное преимущество маркетплейса от тех-корпорации.
  • Синергия бренда. Яндекс разработал множество полезных и крайне востребованных сервисов. Онлайн-карты компании позволяют легко находить ближайшие ПВЗ, сервис Директ имеет многолетний опыт продвижения продуктов в рунете, а поисковик обязательно покажет товар со своей площадки тому, кто захочет его найти.

Сбермегамаркет

Относительно молодой маркетплейс от крупнейшего банка России. Начал функционировать в 2021 году. Пока что проект молод, инфраструктура не так развита, нет даже сети складов и ПВЗ. Отгрузить товары можно лишь в Подмосковье.

Этот минус компенсируется очевидным плюсом – на площадке не так много конкурентов, не все ниши уже заняты, поэтому имеет смысл пробовать свои силы именно там. Работает Сбер Мегамаркет по трем форматам сотрудничества:

  • Витрина + Доставка – ситуация, при которой покупатель “знакомится с товаром на сайте, а подготовленный заказ передается курьерской службе Сбера.
  • Доставка силами продавца – Мегамаркет играет роль витрины магазина и принимает платежи, а продавец осуществляет все операционные действия
  • Закажи и забери – формат сотрудничества с розничными точками продаж. Покупатель находит товар на сайте, резервирует и забирает его в магазине.

Подведем итоги!

Сегодня мы постарались познакомиться с онлайн-торговлей товарами, разобрались что такое маркетплейс и как он работает, как зарабатывает на организации “встречи” между покупателем и продавцом, оценили преимущества и недостатки старта предпринимательства на маркетплейсах, а также разобрались какие известные маркетплейсы активно действуют в России, выделили их преимущества и основные описательные характеристики.

Знайте, чтобы Ваше дело было прибыльным, важно делать правильный анализ рисков и делать соответствующие выводы!

До встречи в новой публикации!