Найти тему

КОУЧИНГ - ЭФФЕКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА.

Что же такое Коучинг? Это — наставничество и даже больше…
Что же такое Коучинг? Это — наставничество и даже больше…

Иногда еще путают понятия «тренинг» и «коучинг», но это абсолютно разные вещи.

Коучинг — это постоянное и непрерывное обучение всем бизнес-процессам в ходе работы.

Исторически сложилось, что коучами, прежде всего, становятся непосредственные руководители. Они получают себе в отдел нового сотрудника, обучают его работе, поясняют суть деятельности компании, проверяют правильность исполненных дел, в чем-то даже воспитывают и подгоняют под рамки компании.

Сейчас, во многих компаниях, пытаются вынести коучинг в отдельное направление и передать функционал специально обученным людям. Логика в этом есть. Ведь важно, чтобы коуч мог, помимо рабочих моментов, еще и оказывать психологическую поддержку персонала, разрешать конфликты, как нейтральный арбитр, быть «диспетчером» бизнес-процессов между руководством и персоналом, между отделами и даже, иногда между персоналом и клиентами. Не все руководители отделов в состоянии исполнять весь перечисленный функционал.Очень часто коучинг принимает на себя HR отдел.

Чтобы коучинг пошел на пользу, давайте изучим вопросы его организации. Исключим ошибки и распланируем процесс наставничества.

Для чего нужен коучинг?

Коучинг нужен для закрепления знаний, приобретения и развития новых навыков и настроек в индивидуальном порядке или малой группой 2-4 человека.

Коучинг помогает работать с личностью. Использовать во благо черты характера, особенности воспитания, стремления и мотивации. 

Коучинг для компании и руководства необходим для того, чтобы избегать пробелов в работе персонала, чтобы иметь постоянный контроль над профессионализмом и эффективностью персонала, одновременно предупреждая конфликты и выгорание сотрудников.

И не стоит забывать, что персоналу нужна поддержка, кто-то, с кем можно поговорить, посоветоваться, не боясь осуждений.

Кто может быть коучем?

Профессионал, которого уважают, которому доверяют, за которым пойдут в «бой».

Коуч, еще в большей чем тренер степени, должен обладать знаниями в психологии. Так как в основном, ему придется работать с личностью, а не обучающим материалом. Для выстраивания правильной подачи информации и рабочего обучающего материала, ему необходимо буквально видеть человеческую личность насквозь.

Пример:

Вика и Ира — новенькие сотрудницы отдела маркетинга. Им обеим предстоит ознакомится с материалом для эффективной работы на своей должности. Но предпочтения в обучении и восприятии у девушек разное.

Вика предпочитает обучаться сама. У нее визуальное восприятие материала. Ей нужны бумажные носители и ничего более. Она прочтет несколько раз, вникая в суть. Она легко воспринимает новый материал и даже то, что не поняла, она изучит дополнительно. Эдакая «отличница».

Ира — напротив, аудиал. Предпочитает разобраться сразу и на месте, задает много вопросов и требует, чтобы ей все проговорили и желательно на понятном для нее языке, рисуя в воображении образы и метафоры.

Задача коуча, увидеть это в них и правильно выстроить обучение.

Что запрещено коучу?

  • использовать служебное положение и полученную информацию в личных целях, например, для карьерного роста или устранения нелюбимого сотрудника;
  • затрагивать личность (внешность, чувства, семью, уровень образования и тд.) своего подопечного так, чтоб это было болезненно и вообще, в принципе, заметно для него.

Пример:

Ситуация: Продавец магазина ходит на работу с неопрятной прической.

Неправильные действия коуча:

«Дарья, почему снова у тебя такая голова, ты же работаешь с людьми, а выглядишь ужасно!

(Что это такое, для женщины, когда напрямую осуждают ее внешность, даже не стоит объяснять…)

Правильные действия коуча:

«Дашуль, вот смотрю на тебя и мне прям хочется собрать тебе волосы в хвост, так красиво будет. Давай прямо сейчас попробуем. Посмотри, как тебе идет, прям другое дело, опрятно и к лицу, и клиенты тоже это оценят.»

  • обсуждать с третьими лицами проблемы персонала, сплетничать;
  • напрямую и неприкрыто осуждать персонал и выставлять оценки;
  • срываться на крик, психовать, показывать свое бессилие и слабость;
  • лезть глубоко в душу, выспрашивать о личных вещах, не относящихся к работе;
  • навязывать свои взгляды на мир;
  • представлять себя воспитателем в детском саду с трехлетками и пытаться управлять каждым шагом и словом подопечного;
  • сравнивать сотрудников друг с другом;
  • забывать, что работаешь с взрослыми и состоявшимися людьми и не учитывать их интересы.

Основные правила наставничества.

Для того, чтобы Ваше наставничество было успешным и приносило видимую пользу, необходимо учитывать ряд правил:

Коучинг должен быть:

  • Постоянным и непрерывным;
  • Мягким, без агрессии, без осуждений и порицаний;
  • На доверительной основе;
  • Организованным так, чтобы не было ощущения насильственности и навязчивости;
  • Поэтапным, пошаговым;
  • Распланированным и запрограммированным.
  • Обучающий материал должен быть единый и утвержденный. Можно создать корпоративный обучающий класс внутри компании.
  • Создать, утвердить и прописать единые по компании стандарты;
  • Стандарты с сотрудниками необходимо проговаривать, делая акцент на том, для чего они нужны и какую пользу приносят;
  • Не заводить себе «любимчиков». Нет плохих обучающихся, есть неправильный к ним подход.
  • Собственно, искать этот правильный подход. Опираться на психотипы и мотивации, не пытаться работать со всеми по одному шаблону.

То есть, материал — единый, а способы его подачи — разные, индивидуальные для каждого сотрудника.

Контроль полученных навыков.

Для контроля качества работы сотрудников используйте классическую форму из трех стадий:

  • Превентивный контроль

(до того, как начать обучать, аналитика того, что уже имеется)

  • Промежуточный контроль

(в процессе работы и обучения, регулярно)

  • Итоговый контроль

(по результатам какого-либо этапа обучения и по итогам определенного периода, например, квартала)

Отличительная черта коучинга как раз в том, что контроль происходит постоянно, но не должен быть заметен для персонала.

Используя перечисленные несложные правила, Вы сможете выстроить свои систему обучения и поддержки персонала, с целью улучшения лояльности и навыков сотрудников и как результат увеличение показателей эффективности их работы в компании.

Их эффективность — это ваша прибыль!

Удачи Вам и успехов в развитии бизнеса!