Ещё про плохое зрение.
Про свою слепошарость я написал уже много. К этому своему физическому недостатку я давным-давно научился относиться с юмором, а сейчас меня это и вовсе не трогает.
Другое дело, что перед призывом, и, особенно , уже на службе, меня это тревожило. Как я с этим справлялся, и выходил из положения - тоже написано.
Носить в повседневной жизни очки или нет, в конце концов , дело каждого человека. Его личный выбор.
Но, когда от твоей зоркости, в конечном счёте , зависят жизни других людей - тут уж, согласитесь, сама судьба выбора тебе не оставляет.
Потому как, если ты, стоя на вышке, по причине своей слепошарости, прощëлкаешь побег, то это может закончиться многими бедами. В том числе,и гибелью невинных людей.
И ты - если, конечно, нормальный человек - будешь с этим жить, и всегда будешь знать, что это именно ты виноват.
Не скажу, что в армии я рассуждал именно так. Скорее, тот факт, что на вышке я всегда стоял в очках, обусловлен не мотивами личной ответственности , а банальным страхом. То есть, я боялся не разглядеть вовремя смену, опоздать с окриком, и получить за это по башке!
/ на вышке - то я стоял только первый год, когда, как раз, по башке и получают. Потом на КПП " пересел "./
Но, как бы там ни было, какие бы мотивы мною не двигали, с этой стороны я был подготовлен.
При этом ситуация не требовала от меня постоянного ношения окуляров - только стрельбище и вышка.
***
Но, как оказалось , отсутствие на лице второй пары глаз у человека , которому они жизненно необходимы, может сыграть с этим человеком злую шутку и в иных ситуациях.
Вот прапорщик Н. Ему уже под сорок было. Невысокий кряжистый мужик. Он и родом был из краëв ,недалеко расположенных от места, где мы служили. То есть, - настоящий такой сибиряк! Кулачищи пудовые.
На вид - очень суровый персонаж!
И у него плохое было зрение. Это в нынешние времена любому можно подобрать очки таким образом, чтобы они смотрелись на лице так, как будто человек с ними уже родился.
А тогда? Если, уважаемые читатели,
кто -то сталкивался с подбором оправ для очков в конце 80х - начале 90х , то припомните : велик ли был выбор, и насколько хорошо смотрелись предлагаемые модели?
Вот и прапорщик не хотел носить уродские очки. Вполне возможно , что он и не уродские не хотел носить.
Может, он просто стеснялся.
Не знаю, как он стрелял. Но, наверное , командование претензий не имело.
***
После нескольких происшествий, которые смело можно назвать " чрезвычайными " , командование решило немного реорганизовать службу, а именно : начальниками караулов стали заступать офицеры и прапорщики. При начкарах - сержантах в караулах наблюдалась некая вольница. Вот и прикрутили.
И прапорщик Н . ,который до этого исполнял обязанности зоновского контролëра , превратился в штатного начкара.
***
А пока шли все эти реорганизации, в то же самое время, двое трудолюбивых з / к копали подкоп из комнаты свиданий наружу, в смысле, на волю. И прокопали.
И часов около двенадцати ночи, они им воспользовались. Вылезли они у здания штаба. Отряхнулись , привели себя в порядок, и в это самое время с периметра выходит смена.
Она выходит, и вот, как раз, эти двое стоят - побегушники.
Они оба ребята были ушлые. Я писал об этом побеге в тексте " Добро пожаловать! ". Такую табличку они прикрепили на вылазе из подкопа )) С юмором!
Да, ешё, и со смекалкой.
Один из них первый окликнул Н. :
- Здорово, начальник!
Как, мол, тебе на новом месте?
Контролëр на зоне - человек в любом случае более ушлый , чем любой из з / к. Он и зону всю знает, как свои пять пальцев, и контингент.
И, будь на улице светло, он без труда разобрал бы, что вступившие с ним в диалог з / к - никакие не бесконвойники .
А также, будь на лице прапорщика очки, и в наступившей - не такой уж, кстати, глухой - темноте, он бы тоже опознал, что стоявшие у здания штаба люди, это только что незаконно покинувшие территорию колонии , уже беглые! , зеки.
А он, не имея возможности их, как следует, разглядеть , и даже на секунду не предположив, что здесь могут находится те, кому не положено, принял их за бесконвойных осужденных , которые всегда отирались возле здания штаба. И даже в столь позднее время.
Самое занимательное , что прапорщик в ответ тоже поздоровался , и даже кинул пару шутливых фраз. И они мирно разошлись. Двое караульных, шагавших с вышек вместе с начкаром , были из последнего призыва, и они ещё ни в чём толком не разбирались : кто такие бесконвойники , где они могут находиться, на что нужно обращать внимание , в каких случаях надо бы проявить особую бдительность - все эти вещи были для них пока просто пустым звуком.
Вот такая, блин, ирония судьбы. " Встреча на Эльбе ".
А прапорщик Н. часто потом сетовал в разговорах со своими друзьями - прапорщиками / солдаты слышали /:
- Ну, вот, будь я в очках, я б обоих срисовал, и тут же и склеил бы...
Эх, знать бы, где упадëшь....
*****
А в Ангарском полку, в нашей третьей роте,тоже служил штатный начкар,прапорщик Б. Так вот он был косой.
Вот реально - если один глаз у него смотрел в одну сторону , то другой в совсем - совсем другую.
Это я после уже всякого насмотрелся, а тогда для меня это было диво дивное : косоглазый военнослужащий! И, ни какой- нибудь, заметим, начальник склада, или другой какой тыловой деятель. А человек, который по долгу службы, должен быть постоянно готов к тому, чтобы применить оружие.
И, хотя прапорщик Б. и был моим земляком, и - человек достаточно простой, я, всё- таки был слишком мал по сроку службы, чтобы подкатывать к нему с вопросом, о том КАК его вообще призвали в армию / а ведь призвали! не сразу же он стал прапорщиком /.
Зато я слышал, как один старослужащий задал ему вопрос: мол, как же это товарищ прапорщик умудряется стрелять с таким косоглазием?
Ответ был примерно таков :
- Ну, вот, смотри. Если я и с правого , и с левого глаза выбиваю сто из ста, какая разница , в какую сторону при стрельбе будет смотреть мой второй глаз?
По моему, достойно!
*****
БЛАГОДАРЮ за ВНИМАНИЕ !
ВСЕМ ДОБРА и УДАЧИ!!