Добрый день, мои друзья, читатели и подписчики! Сегодня я кратко расскажу об основных событиях, произошедших 17 марта 1942 года, в двести шестьдесят девятый день Великой Отечественной войны. О событиях, произошедших накануне, можно почитать, перейдя на мою статью Вторая Мировая: день за днём. 16 марта 1942 года. Шестьдесят восьмой день Великой Отечественной войны.
Продолжим!
На Ленинградском направлении (хронология здесь) советские обороняющиеся части 2-й Ударной армии не только выдержали первый нажим противника, но и достаточно серьёзно смогли отразить наступление противника в упорных сражениях.
Однако в течения суток продолжавшегося боя становилось ясно, что войска Вермахта имели значительное преимущество и будущее окружение всей 2УА, в случае, если она не получит срочной помощи войсками и бронетехникой извне, оказывалось очевидным.
На центральном направлении (хронология здесь) новым командующим артиллерией московской зоны обороны назначен полковник Е. И. Гуковский.
На этом же направлении 361-я стрелковая дивизия преобразована в 21-ю гвардейскую. Командир дивизии полковник Д. В. Михайлов.
В СССР вышел приказ об усилении противотанковых средств в стрелковых дивизиях.
В нём прописывались изменения, которые должны были быть скорректированы и в штатах соединений.
- в штат каждого стрелкового взвода добавить по три снайпера, четыре стрелка с винтовками и один пулемёт.
- сформировать в каждой стрелковой дивизии учебный батальон в шестьсот человек из хорошо зарекомендовавших себя бойцов. После окончания подготовки они должны получить сержантские звания.
- в каждой дивизии появлялся отдельный противотанковый дивизион с 12-ю 45-мм пушками и 36-ю противотанковыми ружьями. К каждому батальону добавлялась одна рота ружей (16-ть единиц).
- в каждый артполк добавлялся ещё один (третий) дивизион из четырёх пушек и четырёх гаубиц.
- однако несмотря на заметное усиление дивизии численность её не увеличивать, а параллельно сократить число обслуживающего персонала.
Приказ вступает в силу с 1 апреля.
Опубликована очередная сводка Совинформбюро.
Утреннее сообщение:
В течение ночи на 17 марта на фронте каких-либо существенных изменений не произошло.
Визг немецких газет на тему о «сохранении нервов» и «душевного равновесия» весьма симптоматичен. Он отражает серьёзное беспокойство немецких властей за состояние тыла гитлеровской грабьармии. Понятно, что из этой новой пошлой затеи гитлеровцев опять ничего не выйдет, ибо исстрадавшееся население Германии невозможно успокоить фокстротами и бульварными песенками. Не до веселья сейчас в гитлеровской Германии. Несмотря на все потуги гитлеровцев, население Германии постепенно освобождается от фашистского дурмана.
Вечернее сообщение:
В течение 17 марта наши войска вели наступательные бои против немецко-фашистских войск, а на некоторых участках фронта отбили контратаки противника с большими для него потерями.
За 16 марта уничтожено 47 немецких самолётов. Наши потери - 15 самолётов.
Нашими кораблями в Баренцевом море потоплены два транспорта, один тральщик и один сторожевой корабль противника общим водоизмещением в 16.000 тонн.
У немецкого унтер-офицера Карлинского найдено неотправленное письмо к Ф. Пансус, проживающей в городе Обергаузен. В письме говорится: «Русские непрерывно наступают, выбивают наши передовые охранения, делают нашу жизнь невыносимой. По ночам раздаются крики: «Русские прорвались!». Нервам тяжело выдержать эти ночные тревоги. Нас сейчас трудно чем-нибудь расшевелить: настолько сильны апатия и безразличие ко всему. Мы обречены на смерть».
На военном заводе в Любеке (Германия) произошёл большой пожар на складе готовой продукции. Подозревая в организации пожара иностранцев, в большом количестве работающих на этом предприятии, гитлеровцы расстреляли несколько человек французов и итальянцев.
(Написаны основные тезисы сводки. Материал взят с сайта. Ссылка: https://rus.team/events/svodki-sovetskogo-informbyuro-za-17-marta-1942-goda-velikoj-otechestvennoj-vojny).
Сегодня я начинаю свою очередную 26-ю Часть, в которой расскажу о военно-морском флоте Франции.
Итак Эпизод 1. Поехали!
Военно-морские силы Франции были достаточно мощными и имевшими в своём составе боевые корабли всех типов, однако которые смогли поучаствовать во Второй Мировой войне совсем мало. Это было связано конечно с капитуляцией государства уже в 1940-м году.
В 1930-х французское правительство рассчитывало на долгосрочную войну, поэтому к ней готовилось основательно.
Военная доктрина установила за основу в будущей глобальной войне сухопутные войска, которые должны были играть решающую роль в сражениях и добиться победы. Военно-морской флот же играл второстепенную роль. Главными его задачами ставились:
- охрана морских коммуникаций из колоний в метрополию, которые были главным и жизненно важным источником финансирования государства.
- нанесение ударов по стратегически важным прибрежным объектам потенциального противника, уничтожение корабельной артиллерией его коммуникации, военных баз, складов, разрушение портов.
- получение полного господства в Средиземном море.
В связи с этими задачами основой современного на тот момент военно-морского флота должны были стать крупные боевые корабли с мощным тяжёлым артиллерийским вооружением. Ставка на авианосцы, как это было у японского Императорского флота (о нём я рассказывал в этом материале) или малый флот с насыщенным количеством эсминцев и подводных лодок, как это было у Германии во второй фазе войны (об этом я расскажу позже) оказалась не актуальна. Поэтому несмотря на ограниченное финансирование основные усилия и технологии направлялись на линкоры.
Уступая по количественному составу флотам Великобритании, США и Японии и учитывая быстрое развитие ВМФ Германии, Италии и Советского Союза французские конструктора сделали ставку на увеличение качества конструкции своих кораблей, применения самых современных разработок и приборов, а также нестандартных решений.
Все эти новшества привели к такому результату, что главные силы строящегося флота получили очень хороший козырь, а именно бОльшую скорость хода кораблей, чем их аналоги во флотах других держав. Это было связано с тем, что удалось в первую очередь снизить вес корабля.
Всё это было внедрено в первый построенный французами со времён Первой Мировой войны линкор "Дюнкерк", вступившим в строй в 1937-м году.
Сам корабль получился очень интересным проектом. Он имел меньшее водоизмещение, чем у новейших линкоров флотов других государств, но в тоже время в него удалось вместить целых восемь орудий главного калибра, вместо обычно шести для кораблей с подобными габаритами и характеристиками. Примечательно, что все орудия были размещены в двух носовых башнях, хотя обычно на линкорах половина орудий размещалась в носовой башне, а вторая половина в кормовой. Это решение было обусловлено тем, что располагавшиеся рядом орудия наносят более точные удары и значительно повышают процент возможности прямого попадания по цели, что действительно верно. Но получился и недостаток - "мёртвая" зона, в которой окажутся орудия главного калибра, если вражеский корабль появится в корме "Дюнкерка".
Английский линкор "Нельсон" с девятью орудиями главного калибра, расположенных в трёх башнях, причём они находились практически в центре корабля, а все надстройки были сдвинуты ближе к корме.
Немецкий линкор "Тирпиц" с восемью орудиями главного калибра, расположенных в четырёх башнях - по две на носу и корме.
Советский линкор "Марат" с двенадцатью орудиями главного калибра, расположенных в четырёх башнях: носовой, кормовой и двух в центре корабля.
Помимо нестандартного расположения орудий главного калибра и относительно небольшого водоизмещения "Дюнкерк" обладал очень высокой скоростью хода (более 31 узла), а также многослойной защитой на случай боя с линкорами потенциальных противников.
Чуть позже вступил в строй и однотипный линкор "Страсбург".
Кроме двух новейших кораблей такого класса к началу Второй Мировой войны Франция имела в своём составе ещё пять устаревших линкоров, построенных в начале 1910-х годов: "Прованс", "Бретань", "Лоррен", "Париж" и "Курбе".
Уже во время войны, в 1940-м году вступили в строй новейшие линкоры "Ришелье" и "Жан Бар" (этот корабль был не достроен, в частности вместо восьми орудий главного калибра были смонтированы шесть, был ещё ряд недоделок, но ввести в эксплуатацию его пришлось из-за сложившейся ситуации), которые были ещё более доработаны и рассчитывались в качестве главной ударной силы в овладении полным господством в Средиземноморье и разгрома основного противника на этом Театре военный действий - итальянского военно-морского флота. Ещё два корабля такого типа "Клемансо" и "Гастонь" так построены и не были.
Однако судьба французских линкоров, как и всего флота оказалась печальной. Но об этом ниже.
После капитуляции Франции и подписания мирного соглашения с немцами и с созданным марионеточным правительством Виши, которое контролировало юг поверженного государства и формально все колонии, практически весь французский флот оказался цел и находился в портах, контролировавшихся маршалом А. Петэном (главой правительства Виши).
В такой ситуации по требованию Гитлера все французские боевые корабли могли войти в состав военно-морского флота Германии, что как минимум вдвое увеличило бы мощь Кригсмарине.
Такого английское командование допустить не могло, поскольку положение в море для Великобритании оказалось бы крайне тяжёлым.
Если на начало Второй Мировой войны превосходство во флоте англичан против немцев было подавляющим и Кригсмарине могли выполнять боевые задачи ограниченного характера, то с вливанием французских кораблей во флот Рейха силы противоборствующих сторон приблизительно выравнивались.
В связи с этим английское командование приняло решение о проведении широкомасштабной морской операции "Катапульта", результатом которой должен был стать либо переход главных сил французского флота на сторону союзников, либо его уничтожение. Захваченные корабли планировалось передать силам "Свободной Франции" - правительства движения сопротивления во главе с генералом Ш. де Голлем. Для осуществления "Катапульты" применялись эскадры англичан.
Так 3 июля 1940-го года были захвачены базировавшиеся в английских портах старые линкоры "Париж" и "Курбе". В будущем выяснилось, что эти корабли безнадёжно устарели, поэтому уступали современным на тот момент линкорам во всём и их применение при выполнении боевых задач было нецелесообразно.
Оба старых французских линкора были выведены из боевой эксплуатации и через несколько лет отправлены на металлолом.
В это же время в египетском порту Александрия англичанами была блокирована французская эскадра во главе с ещё одним старым линкором "Лоррен", четырьмя крейсерами и другими кораблями. Переговоры привели к тому, что эскадра осталась в порту, экипажи не попали в плен, командование соединения осталось за французами, однако все корабли были обезоружены. "Лоррен" в самом конце войны был приведён в полную боеготовность и поддерживал огнём своей артиллерии войска союзников. После отправлен в металлолом.
Продолжение: Эпизод 2 Части 26 читайте здесь: Вторая Мировая: день за днём. 19 марта 1942 года. 271-й день Великой Отечественной войны+Часть 26: французский флот-ставка на скорость. Э 2.
Прошлую Часть 25 можно почитать перейдя по ссылке: Вторая Мировая: день за днём. Часть 25: какие титулы носили лидеры основных государств-участников Мировой войны. Эпизод 3.
Следующую статью можно почитать перейдя по ссылке: Вторая Мировая: день за днём. 18 марта 1942 года. Двести семидесятый день Великой Отечественной войны.
А у меня пока всё! Новый материал о 18-м марта 1942-го года совсем скоро.
Очень жду от Вас оценки качества этой и предыдущих статей! Ну и конечно подписывайтесь, кому понравился мой проект. В будущем опубликую ещё очень много материалов про Вторую Мировую и Великую Отечественную войны.