Найти тему

Вторая Мировая: день за днём. 19 марта 1942 года. 271-й день Великой Отечественной войны+Часть 26: французский флот-ставка на скорость. Э 2.

Добрый день, мои друзья, читатели и подписчики! Сегодня я кратко расскажу об основных событиях, произошедших 19 марта 1942 года, в двести семьдесят первый день Великой Отечественной войны. О событиях, произошедших накануне, можно почитать, перейдя на мою статью Вторая Мировая: день за днём. 18 марта 1942 года. Двести шестидесятый день Великой Отечественной войны.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Продолжим!

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

На северном участке фронта (хронология здесь) новое назначение получил генерал-майор А. М. Антилла.

Аксель Моисеевич финн по национальности и родился на территории современной Финляндии, которая на момент его рождения входила в состав Российской Империи. В 1918-м в ходе гражданской войны поддержал финских коммунистов, а после их разгрома и объявления независимости Финляндии арестован, смог избежать смертной казни, получил 10 лет заключения, однако вскоре бежал и смог перебраться в новообразованный Советский Союз. Будучи коммунистом в СССР влился в ряды РККА, а с годами закончил военное училище и получил офицерское звание. Во время войны с Финляндией назначен командиром корпуса армии марионеточного к Советскому Союзу правительства Финляндской Демократической республики, который даже принимал непосредственное участие в боевых действиях. На 22 июня 1941-го замкомандира 34-го стрелкового корпуса, с которым вёл бои в Белорусской ССР. Серьёзно ранен, направлен на лечение. После выздоровления несколько месяцев был без должности. В марте 1942-го направлен в Карелию в Кемскую опергруппу, где стал замкомандующего. В сентябре этого же года направлен в тыл, где на протяжении полутора лет возглавлял стрелковую бригаду, которая использовалась для подготовки и последующей отправки подразделении на передовую. Однако с лета 1944-го и до конца войны вновь на фронте. Занимал ряд должностей в штабе стрелковых корпусов, временно командовал дивизией. Участвовал в боях в Прибалтике и по взятию Берлина. После завершения Второй Мировой войны уволен с действующей службы. Кавалер пяти орденов. Генерал-майор. Умер в 1953-м году. (Фото взято из открытых источников).
Аксель Моисеевич финн по национальности и родился на территории современной Финляндии, которая на момент его рождения входила в состав Российской Империи. В 1918-м в ходе гражданской войны поддержал финских коммунистов, а после их разгрома и объявления независимости Финляндии арестован, смог избежать смертной казни, получил 10 лет заключения, однако вскоре бежал и смог перебраться в новообразованный Советский Союз. Будучи коммунистом в СССР влился в ряды РККА, а с годами закончил военное училище и получил офицерское звание. Во время войны с Финляндией назначен командиром корпуса армии марионеточного к Советскому Союзу правительства Финляндской Демократической республики, который даже принимал непосредственное участие в боевых действиях. На 22 июня 1941-го замкомандира 34-го стрелкового корпуса, с которым вёл бои в Белорусской ССР. Серьёзно ранен, направлен на лечение. После выздоровления несколько месяцев был без должности. В марте 1942-го направлен в Карелию в Кемскую опергруппу, где стал замкомандующего. В сентябре этого же года направлен в тыл, где на протяжении полутора лет возглавлял стрелковую бригаду, которая использовалась для подготовки и последующей отправки подразделении на передовую. Однако с лета 1944-го и до конца войны вновь на фронте. Занимал ряд должностей в штабе стрелковых корпусов, временно командовал дивизией. Участвовал в боях в Прибалтике и по взятию Берлина. После завершения Второй Мировой войны уволен с действующей службы. Кавалер пяти орденов. Генерал-майор. Умер в 1953-м году. (Фото взято из открытых источников).

В направлении Демянска (хронология здесь) Люфтваффе начали активную аэро- и фоторазведку.

Помимо начавшегося наступления по окружению 2-й ударной армии РККА немецкое командование благодаря в том числе и прибывшему из Европы пополнению приняло решение провести ещё одну операцию в зоне действия ГА "Север", а именно собрать ударную группу и неожиданным ударом высвободить окружённые части в котле под Демянском.

Замысел в принципе был достаточно прост - сильным механизированным кулаком при поддержке пехоты группа наносит удар на самом узком участке кольца в районе деревни Рамушево. При этом окружённые части своими самыми сильными частями наносят одновременный встречный удар по внутренней полосе кольца окружения.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Основной немецкий самолёт-разведчик Фокке-Вульф-189.

Фокке-Вульф-189 был создан в 1938-м, а начал эксплуатироваться в 1940-м году. Стал основным разведывательным самолётом немецких вооружённых сил, причём из-за своей специфики использовался практически только на советско-германском фронте. Для становления в массовое производство прошёл несколько доработок и победил в конкуренции среди подобных аналогов других немецких производителей. Самолёт действовал очень эффективно в качестве разведчика, а также наводчика артиллерийских орудий. Всего в общей сложности с учётом различных модификаций было построено чуть меньше одной тысячи машин. Из-за своей конструкции в советских войсках получил прозвище "Рама". (Фото взято из открытых источников).
Фокке-Вульф-189 был создан в 1938-м, а начал эксплуатироваться в 1940-м году. Стал основным разведывательным самолётом немецких вооружённых сил, причём из-за своей специфики использовался практически только на советско-германском фронте. Для становления в массовое производство прошёл несколько доработок и победил в конкуренции среди подобных аналогов других немецких производителей. Самолёт действовал очень эффективно в качестве разведчика, а также наводчика артиллерийских орудий. Всего в общей сложности с учётом различных модификаций было построено чуть меньше одной тысячи машин. Из-за своей конструкции в советских войсках получил прозвище "Рама". (Фото взято из открытых источников).

Опубликована очередная сводка Совинформбюро.

Утреннее сообщение:

В течение ночи на 19 марта на фронте каких-либо существенных изменений не произошло.

Нашими кораблями в Баренцевом море потоплен транспорт противника водоизмещением в 3.500 тонн.

В делах разгромленного на Западном фронте штаба 17 немецкого артиллерийского полка обнаружено распоряжение отдела разведки и контрразведки 17 пехотной дивизии от 10 февраля. В нём говорится: «...Следует систематически следить за мирным населением в местах расквартирования войск. С подозрительными элементами обращаться как с партизанами, т. е. расстреливать. Подозрительными являются все лица, вне зависимости от возраста и пола, которые не смогут дать удовлетворительных объяснений причины своего пребывания в том или ином месте».

Вечернее сообщение:

В течение 19 марта на фронте существенных изменений не произошло.

За 18 марта уничтожено 16 самолётов противника. Наши потери - 7 самолётов.

За 19 марта под Москвой сбито 5 немецких самолётов.

Вооружённая группа финских солдат, дезертировавших из армии, совершила нападение на продовольственные склады в городе Париккала. Во время стычки с шюцкоровцами, охранявшими склад, к солдатам присоединилась толпа местных жителей, главным образом женщин. Разогнав шюцкоровцев и раздав продукты голодному населению, солдаты скрылись в лесу.

(Написаны основные тезисы сводки. Материал взят с сайта. Ссылка: https://rus.team/events/svodki-sovetskogo-informbyuro-za-19-marta-1942-goda-velikoj-otechestvennoj-vojny).

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Сегодня продолжаю свой рассказ о французском военно-морском флоте. Итак Эпизод 2 Части 26. Поехали!

Крейсер "Жанна Д Арк". Использовался исключительно в учебных целях. Участия в боях не принимал, списан в 1964-м году. (Фото взято из открытых источников).
Крейсер "Жанна Д Арк". Использовался исключительно в учебных целях. Участия в боях не принимал, списан в 1964-м году. (Фото взято из открытых источников).

В Алжире на базе французского ВМФ английской эскадрой были блокированы стоявшие на якоре линкоры "Страсбург", "Дюнкерк", "Бретань" и "Прованс", гидроавианосец "Коммандант Тест", а также значительные лёгкие силы.

Французский флот стоял на якоре и не имел никаких возможностей к манёвру. Более того "Страсбург" и "Дюнкерк" находились кормой к морю и орудиями главного калибра в случае боя воспользоваться не могли.

Командующий английской эскадрой адмирал Д. Соммервилл поставил ультиматум, который предполагал такие условия:

  • переход французского флота на сторону союзников.
  • переход флота в США для последующего его разоружения.
  • затопление всех кораблей.
Расположение французских кораблей. (Фото взято из открытых источников).
Расположение французских кораблей. (Фото взято из открытых источников).

Переговоры закончились ничем и англичане силами двух линкоров "Резолюшен" и "Вэлиант", линейного крейсера "Худ" и двух крейсеров "Аретьюза" и "Энтерпрайз" при поддержке самолётов с авианосца "Арк Ройал" открыли огонь по стоявшим кораблям французов.

В результате боя "Прованс" получил серьёзные повреждения и вынужден был выброситься на мель. В будущем отремонтирован и дошёл своим ходом на базу французского флота, находившуюся под управлением правительства Виши в городе Тулон. Перед её захватом немцами линкор был затоплен. Впоследствии поднят и отправлен в металлолом.

В артиллерийский погреб "Бретани" попал один из снарядов английского линейного крейсера "Худ", в результате чего произошёл мощнейший взрыв, унёсший жизни почти всего экипажа - 997-ми человек. Линкор затонул и восстановлению не подлежал.

Взрыв "Бретани". Скорее всего слева "Коммандант Тест", справа "Страсбург". (Фото взято из открытых источников).
Взрыв "Бретани". Скорее всего слева "Коммандант Тест", справа "Страсбург". (Фото взято из открытых источников).

"Дюнкерк" получил тяжёлые повреждения, был примкнут к берегу. В будущем у него было схожее будущее с "Провансом": экипаж его подлатал, линкор дошёл до Тулона, взорван в сухом доке перед приходом немцев, поднят, продан на металлолом.

"Страсбург" же с самых первых минут боя пошёл на прорыв, который ему удался. Корабль благодаря своей высокой скорости хода оторвался от противника и ушёл в Тулон, став флагманом французского ВМФ правительства Виши. Однако при подходе немцев был взорван и лёг на дно. Силами Кригсмарине поднят и разоружён, стояв в таком состоянии до августа 1944-го, когда подвергся бомбардировке американской авиацией. Позже его остатки разделаны на металлолом.

"Страсбург" после американской бомбардировки. Справа потопленный крейсер "Ла Галиссоньер". (Фото взято из открытых источников).
"Страсбург" после американской бомбардировки. Справа потопленный крейсер "Ла Галиссоньер". (Фото взято из открытых источников).

Единственный во французском флоте гидроавианосец "Коммандант Тест" был крупнейшим кораблём такого класса в Европе. Однако по своему назначению практически не использовался. Смог избежать гибели в Алжире, добрался до Тулона, где и был взорван своим экипажем перед приходом немцев. Поднят, отправлен в чермет.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Линкор "Жан Бар" находился в марокканском порту Касабланка. В ноябре 1942-го подвергся атаке американского флота и после нескольких попаданий лёг на дно. После окончания боевых действий его подняли и отправили на ремонт и достройку. В состав ВМФ Франции вступил лишь в 1955-м году, но уже через шесть лет как безнадёжно устаревший исключён из списка флота и в будущем отправлен на металлолом.

"Жан Бар" после полного восстановления. (Фото взято из открытых источников).
"Жан Бар" после полного восстановления. (Фото взято из открытых источников).

Помимо линкоров и гидроавианосца во французском ВМФ были построены и введены в эксплуатацию лёгкие крейсера типа "Ла Галиссоньер" в количестве шести единиц.

Эти корабли должны были противостоять своему основному потенциальному противнику, а именно немецким крейсерам типа "Нюрнберг". После зачисления в состав военно-морских сил Франции "Ла Галиссоньеры" оказались лучше "Нюрнбергов" по всем основным показателям, особенно это касалось скорости хода и ходовых качеств.

Однако быстрая капитуляция Франции опять же перечеркнула все планы её командования.

Лёгкий крейсер "Жан де Вьен". (Фото взято из открытых источников).
Лёгкий крейсер "Жан де Вьен". (Фото взято из открытых источников).

В итоге головной "Ла Галиссоньер", а также серийные "Жан де Вьен" и "Марсельез" находились в Тулоне и там были затоплены, а в дальнейшем отправлены в утиль.

"Жорж Лейг" и "Глуар" на момент падения Франции находились в порту города Дакар (ныне столица Сенегала) и изначально поддерживали правительство Виши, но вскоре перешли на сторону союзников, а фактически сил "Свободной Франции" и выполняли задачи до окончания Второй Мировой. Оставались в строю до конца 1950-х годов.

"Монкальм" же участвовал с самого начала Второй Мировой в выполнении боевых задач в составе флотов союзников и закончил своё существование только в 1970-м году.

Лёгкий крейсер "Монкальм". (Фото взято из открытых источников).
Лёгкий крейсер "Монкальм". (Фото взято из открытых источников).

А у меня пока всё! Новый Эпизод 3 Части 26 о французском флоте времён Второй Мировой войны совсем скоро.

Эпизод 1 Части 26 можно почитать перейдя по ссылке: Вторая Мировая: день за днём. 17 марта 1942 года. 269-й день Великой Отечественной войны+Часть 26: французский флот-ставка на скорость. Э 1.

Прошлую статью можно почитать перейдя по ссылке: Вторая Мировая: день за днём. Командиры РККА родом из Тамбовской области. Раздел 2.

Следующую статью и Эпизод 3 Части 26 можно почитать перейдя по ссылке: Вторая Мировая: день за днём. 20 марта 1942 года. 272-й день Великой Отечественной войны+Часть 26: французский флот-ставка на скорость. Э 3.

Новый материал о 20-м марта 1942-го года тоже выйдет в ближайшие дни.

Очень жду от Вас оценки качества этой и предыдущих статей! Ну и конечно подписывайтесь, кому понравился мой проект. В будущем опубликую ещё очень много материалов про Вторую Мировую и Великую Отечественную войны.