Найти тему
ДЕТИ ЖДУТ

Нейропсихология в работе с приемными детьми

Наш подход в поддержке приемных семей - комплексный. Мы стараемся регулярно брать на вооружение новые методики работы с детьми и взрослыми, привлекаем к сотрудничеству ведущих специалистов в разных областях.

Нейропсихология - сравнительно молодое направление науки. О нем мы побеседовали с Натальей Николаевной Искрой, детским и семейным психологом, Кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности СПбГУ.

Фото Hal Gatewood, unsplash.com
Фото Hal Gatewood, unsplash.com

- Наталья Николаевна, прозвучало слово “нейропсихология”. Зачем она нам нужна при наличии классической психологии?

- В науке были разные периоды:

  • биологизаторский - когда считалось, что все решают биологические предпосылки (наследственность и врожденные характеристики),
  • и социальный (бихевиоральный) - когда говорилось «нет, ребенок - это чистый лист, и в зависимости от социальных условий из него можно сделать все что угодно».

Сегодня наука сошлась на том, что вклад и биологического компонента, и социального в поведение примерно одинаков.

Классическая психология скорее занимается социальной частью: отношениями с родителями, со сверстниками, средой, которая была предоставлена ребенку для развития -это «чистая» психология. А нейропсихология захватывает биологический компонент, то есть то, с чем ребенок родился, с какими особенностями нервной системы, какие особенности нервной системы появились в связи с той окружающей средой, в которой ребенок рос. Поэтому, когда мы понимаем, что что-то на уровне функционирования головного мозга мешает ребенку, например, учиться, или взаимодействовать со сверстниками, мы можем прицельно воздействовать на мозг ребенка, чтобы восстановить то, что недостаточно сформировано. И таким образом помочь ему в обучении, общении и во всех делах, которые так для ребенка важны.

- Приведите, пожалуйста, пример, какого результата стало возможно добиться методами нейропсихологии, которого невозможно было добиться без нее?

- Например, родители приходят с проблемой, что ребенок устает. И мы, обследуя его нейроспихологически, мы понимаем, что у него есть трудности с первым функциональным блоком головного мозга (имеется в виду теория функциональных блоков А.Р.Лурии). Мы понимаем, что ребенок истощается, потому что у него нет достаточной активации от головного мозга. Тогда мы можем создать комплекс упражнений для этого ребенка, который будет понемногу улучшать его активацию - ребенок сумеет в итоге дольше учиться или заниматься другими делами, это позволит ему лучше себя чувствовать.

- Как нейропсихология применима к такой группе, как дети, пережившие опыт сиротства?

- Такие дети обычно имею социально-эмоциональное отставание. Чем дольше у них не было родителей, тем больше у них опыт депривации. Кроме того, у них долгое время была обедненная стимуляция среды. Возможно, была даже перестимуляция какими-то структурными, режимными моментами, но не было стимуляции, которая действительно нужна, не было индивидуального внимания, которое необходимо ребенку.

Это отражается прежде всего на социально-эмоциональном развитии, и здесь, конечно, обычная психология должна многое сделать, чтобы ребенок «догнал». Но одновременно это отражается на развитии познавательных процессов, а это уже относится к нейропсихологии.

И второй момент: дети с опытом сиротства достаточно часто были зачаты, когда их мамы были не готовы, имели некие хронические заболевания, которые всю беременность воздействовали на ребенка, или мамы употребляли какие-то ПАВы и это, конечно, отражается на нервной системе ребенка. Или у детей было плохое питание первые полгода жизни. Сегодня уже есть доказательные исследования о том, что недостаток белка в первые полгода жизни может приводить к тому, что ребенок плохо учится в школе.

Конечно, мы не можем компенсировать все, но какие-то пробелы в нейропсихологических связях мы можем пытаться восполнять и таким образом помогать ребенку.

- Есть ли приемы нейропсихологии, которыми родители могут пользоваться в домашних условиях?

- Если говорить об активации внимания, нужно сказать, что сейчас гаджеты настолько привлекательны для ребенка, что чем-то другим удерживать внимание очень сложно. И нервная система еще не перенастроилась. Наверное, пройдет несколько поколений, и это будет по-другому, но нервная система современных детей еще не перенастроилась, поэтому они полностью могут погружаться в гаджеты, а, например, в учебу намного хуже.

При этом дыхание по счету учит сосредотачиваться. Это самое простое обучение концентрации. Также для концентрации хорошо работают хасты - фигурки из пальцев. Или можно заимствовать из йоги асаны, например, стояние в позе цапли. Это все то, что направлено на концентрацию.

Что касается структурирования, если мы говорим о дошкольном возрасте, например, помогает такая игра как «Сделай бутерброд». Она про то, как сделать все что угодно: ребенок должен проговорить алгоритм действий, который приведет к тому, что бутерброд будет готов (нарезать хлеб -открыть холодильник - взять масло - намазать масло на хлеб и т.д.). И это касается чего угодно - как подготовиться к походу на лыжах, и даже как подготовиться к игре в гаджет. Всё можно структурировать. Это развивает у ребенка блок планирования и контроля. В эту игру можно играть походя, разбивая на цепочки действий любые бытовые задачи.

Что касается блока познавательных процессов, тут помогают игры по типу «а сколько прошло женщин, пока мы шли домой?», «а сколько мы встретили машин?». И, конечно, любые виды деятельности, которые заставляют руки и ноги действовать не синхронно, - это все помогает развивать межполушарные связи, которые у современных детей очень страдают.

- Как родителям найти настоящего психолога? Чем профессионал должен обладать, как это проверить и в итоге получить помощь квалифицированного специалиста?

- Прежде всего, у психолога должен быть диплом о высшем психологическом образовании. Конечно, можно найти и психолога с переподготовкой, которая длится год, и среди них тоже можно найти адекватных специалистов. Но их намного меньше, чем среди тех, кто учился 4 года в бакалавриате или 5 лет в специалитете, а потом еще два года в магистратуре.

Второе: у психолога должна быть подтверждена личная терапия, в объеме, начиная от 100 часов. И если это детский психолог, то у него должна быть специализация по детской психологии, желательно двух-трехлетняя.

И третье, обязательное - наличие подтвержденной супервизии. Специалист, к которому вы идете, должен раз в 1-2 месяца посещать супервизию. Такие подтверждения у специалиста можно запрашивать.

- Если говорить о нейропсихологии, как родителю понять, что это действительно специалист в данной области?

- Желательно, чтобы нейропсихолог имел клиническую специализацию по психологиии. Нейропсихолог должен владеть методами диагностики и коррекции нейропсихологического развития (такие, как методика Ж. Глозман или А. Семенович)

В Санкт-Петербурге за помощью нейропсихолога приемные семьи могут обратиться в Центр семейной адаптации БФ «Дети ждут».

Работа с детьми дошкольного возраста ведется при участии БФ «Абсолют-Помощь».

________________________________________

-2

Приемный ребенок может стать родным!

Чтобы готовить будущих родителей и поддерживать приемные семьи, создан Центр семейной адаптации БФ «Дети ждут». В 2023 году ЦСА исполняется 5 лет.

Поддержите программы Центра, подписавшись на регулярные пожертвования или разово! Для сотен детей и их приемных родителей ваша помощь станет возможностью успешно пройти адаптацию и стать настоящей семьей.

Центру семейной адаптации 5 лет | Дети ждут