Памятная стела в честь 150-летия создания Самарской губернии установлена на пересечении улиц Куйбышева и Ленинградской не случайно. В былые времена именно прежние Дворянская и Панская были в городе главными - самыми престижными, богатыми, модными и дорогими.
Перекресток сейчас воспринимается как цельный и гармоничный исторический ансамбль, в котором все угловые строения - бывший особняк Ливерия Покидышева, комплекс Самарского почтамта, доходный дом Т.С. Аржановой-Докучаевой и торжественное трехэтажное здание с табличкой «Промбанк 1940-е гг.» - дополняют друг друга.
Табличка поясняет, что здание Промышленного банка по адресу Ленинградская,27 / Куйбышева,97, прекрасно вписавшееся в облик дореволюционных улиц, было выстроено уже в советское время архитектором Сергеем Александровичем Трошиным. Выпускник Ленинградского института коммунального хозяйства работал 1940-х годах в Куйбышевском СПБ ГИПРОАВИАПРОМ. Проект здания Промышленного банка Трошин разработал в стилистике тогдашнего неоклассицизма, сейчас называемого «сталинским».
Тут хочется вспомнить, что «золотой век» русского зодчества пришелся на первую половину 19-го века - время расцвета и зрелости русского классицизма, во многом превосходившего архитектуру Запада
Хотя впоследствии мир был захвачен «модерном», отказавшимся от классических традиций – избыточно декоративный «ар нуво» не отражал потребность общества в монументальном стиле. В атмосфере близящейся Мировой войны нарастало стремление к ясности и гармонии классических композиций, и, как всегда, жажда новизны быстро сменилась грезами о прошлом.
Былого величия дореволюционный неоклассицизм не достиг, поскольку войти в ту же реку дважды невозможно – но появилось множество ярких образов «модернизированной классики».
Утвердившийся в тяжелые для молодого советского государства 20-е годы лаконичный конструктивизм в роли главного стиля оставался недолго. Трудности послереволюционного времени были преодолены, и аскетичность перестала отвечать духу времени.
Поскольку в основе классицизма лежала нормативная эстетика, требующая соблюдения правил и канонов – неудивительно, что на смену авангарду новая архитектурная политика новый монументальный стиль сформировала так же на основе неоклассики.
Основными чертами «пролетарского» или «сталинского» классицизма стали развитие традиций русской классики и итальянского ренессанса, активное использование архитектурных ордеров, причем в вольной трактовке – с добавлением звезд и регалий власти, широкое использование барельефов с советской геральдикой и героизированными изображениями трудящихся разных профессий. Так же стиль отличала высокая идеологичность и культ героического прошлого.
Что касается трехэтажного здания построенного в послевоенном 1946-м году Промбанка – композиционным центром можно считать выходящую на перекресток скошенную угловую часть с парадным входом. Уличные фасады ритмично расчленены по всей высоте здания пилястрами с красочными капителями композитного ордера в уровне окон третьего этажа . Въезд во двор со стороны ул. Ленинградской акцентирован вверху большим полуциркульным окном, над которым вывешен балкон с балюстрадой.
Оконный проем третьего этажа над входом – единственный, имеющий лучковую перемычку, все остальные окна - одинаковой прямоугольной формы с 6-частной расстекловкой. Высокий парапет с «продолжением» пилястр полностью закрывает скатную кровлю, завершена композиция фасадов антаблементом и карнизом с крупными зубчатыми модульонами.
Строгий и парадный облик здания, построенного в первый же послевоенный год, служил как бы символом Победы и торжества идей социализма. При этом строение вписано в исторический ансамбль крайне аккуратно – даже деталировка карниза и ярусные соотношения перекликаются с фасадом соседнего дома. Автор, как видим, удержался от соблазна доминирования, и специалисты одобряют редкую для сталинского ампира деликатность.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете