Найти тему

В Самару! Главный исторический перекресток и деликатность "сталинского ампира"

Памятная стела в честь 150-летия создания Самарской губернии установлена на пересечении улиц Куйбышева и Ленинградской не случайно. В былые времена именно прежние Дворянская и Панская были в городе главными - самыми престижными, богатыми, модными и дорогими.

Фасад ритмично членится плоскими пилястрами, увенчанными в уровне третьего этажа живописными капителями композитного ордера
Фасад ритмично членится плоскими пилястрами, увенчанными в уровне третьего этажа живописными капителями композитного ордера

Перекресток сейчас воспринимается как цельный и гармоничный исторический ансамбль, в котором все угловые строения - бывший особняк Ливерия Покидышева, комплекс Самарского почтамта, доходный дом Т.С. Аржановой-Докучаевой и торжественное трехэтажное здание с табличкой «Промбанк 1940-е гг.» - дополняют друг друга.

Фото 1950-х
Фото 1950-х

Табличка поясняет, что здание Промышленного банка по адресу Ленинградская,27 / Куйбышева,97, прекрасно вписавшееся в облик дореволюционных улиц, было выстроено уже в советское время архитектором Сергеем Александровичем Трошиным. Выпускник Ленинградского института коммунального хозяйства работал 1940-х годах в Куйбышевском СПБ ГИПРОАВИАПРОМ. Проект здания Промышленного банка Трошин разработал в стилистике тогдашнего неоклассицизма, сейчас называемого «сталинским».

Слева от парадного входа - табличка с надписью "Промбанк 1940-е гг.
Слева от парадного входа - табличка с надписью "Промбанк 1940-е гг.

Тут хочется вспомнить, что «золотой век» русского зодчества пришелся на первую половину 19-го века - время расцвета и зрелости русского классицизма, во многом превосходившего архитектуру Запада

Ряд профилированных подоконных карнизов второго этажа "прерывается" пилястрами
Ряд профилированных подоконных карнизов второго этажа "прерывается" пилястрами

Хотя впоследствии мир был захвачен «модерном», отказавшимся от классических традиций – избыточно декоративный «ар нуво» не отражал потребность общества в монументальном стиле. В атмосфере близящейся Мировой войны нарастало стремление к ясности и гармонии классических композиций, и, как всегда, жажда новизны быстро сменилась грезами о прошлом.

Над проездной аркой в левой части фасада сос стороны ул. Ленинградской - полуциркульное окно с повторяющим его форму наличником с замковым камнем
Над проездной аркой в левой части фасада сос стороны ул. Ленинградской - полуциркульное окно с повторяющим его форму наличником с замковым камнем

Былого величия дореволюционный неоклассицизм не достиг, поскольку войти в ту же реку дважды невозможно – но появилось множество ярких образов «модернизированной классики».

 Сложнопрофилированные базы пилястр включают два ряда валов(торусов) с выкружками
Сложнопрофилированные базы пилястр включают два ряда валов(торусов) с выкружками

Утвердившийся в тяжелые для молодого советского государства 20-е годы лаконичный конструктивизм в роли главного стиля оставался недолго. Трудности послереволюционного времени были преодолены, и аскетичность перестала отвечать духу времени.

перекресток с "юбилейной" стелой
перекресток с "юбилейной" стелой

Поскольку в основе классицизма лежала нормативная эстетика, требующая соблюдения правил и канонов – неудивительно, что на смену авангарду новая архитектурная политика новый монументальный стиль сформировала так же на основе неоклассики.

Один из нынешних арендаторов - бистро "Харизма"
Один из нынешних арендаторов - бистро "Харизма"

Основными чертами «пролетарского» или «сталинского» классицизма стали развитие традиций русской классики и итальянского ренессанса, активное использование архитектурных ордеров, причем в вольной трактовке – с добавлением звезд и регалий власти, широкое использование барельефов с советской геральдикой и героизированными изображениями трудящихся разных профессий. Так же стиль отличала высокая идеологичность и культ героического прошлого.

Интерьер "Харизмы"
Интерьер "Харизмы"

Что касается трехэтажного здания построенного в послевоенном 1946-м году Промбанка – композиционным центром можно считать выходящую на перекресток скошенную угловую часть с парадным входом. Уличные фасады ритмично расчленены по всей высоте здания пилястрами с красочными капителями композитного ордера в уровне окон третьего этажа . Въезд во двор со стороны ул. Ленинградской акцентирован вверху большим полуциркульным окном, над которым вывешен балкон с балюстрадой.

Скошенная угловая часть с парадным входом акцентирована лучковой формой оконного проема и нишами в прилегающих боковых частях фасада - узкими прямоугольными в первом и втором этажах и круглой в третьем .
Скошенная угловая часть с парадным входом акцентирована лучковой формой оконного проема и нишами в прилегающих боковых частях фасада - узкими прямоугольными в первом и втором этажах и круглой в третьем .

Оконный проем третьего этажа над входом – единственный, имеющий лучковую перемычку, все остальные окна - одинаковой прямоугольной формы с 6-частной расстекловкой. Высокий парапет с «продолжением» пилястр полностью закрывает скатную кровлю, завершена композиция фасадов антаблементом и карнизом с крупными зубчатыми модульонами.

Главный декоративный элемент фасадов - пояс проходящих в уровне окон третьего этажа капителей композитного ордера, в котором "корзинка с листьями" коринфского ордера дополнена завитками-волютами ордера ионического
Главный декоративный элемент фасадов - пояс проходящих в уровне окон третьего этажа капителей композитного ордера, в котором "корзинка с листьями" коринфского ордера дополнена завитками-волютами ордера ионического

Строгий и парадный облик здания, построенного в первый же послевоенный год, служил как бы символом Победы и торжества идей социализма. При этом строение вписано в исторический ансамбль крайне аккуратно – даже деталировка карниза и ярусные соотношения перекликаются с фасадом соседнего дома. Автор, как видим, удержался от соблазна доминирования, и специалисты одобряют редкую для сталинского ампира деликатность.

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете