Задание 1. Проверяем домашнее задание.
Было задано.
1. Повторить все сведения о части речи "Деепричастие".
2. Сделать морфологический разбор деепричастия из стихотворения Эдуарда Асадова: ... Сидели, готовясь порой к зачетам...
*******
Проверь правильность выполнения.
Морфологический разбор деепричастия из стихотворения Эдуарда Асадова.
... Сидели, готовясь порой к зачетам...
I. Часть речи: деепричастие (добавочное действие к основному действию, отвечает на вопрос: что делая?).
Нач.ф. - готовиться.
II. Морфологические признаки.
1. Пост. призн.: несоверш.в., неперех., возвр., неизмен.
III. Синт. роль: сидели (что делая?), готовясь порой к зачетам - является определяемым словом в дееприч. обороте - обстоятельство.
Задание 2. Работа в тетради, напиши число, тему.
… число
Морфология. Служебные части речи. Предлог.
*******
К служебным частям речи относятся предлоги, союзы и частицы.
Задание 3. Рассмотрим подробно служебную часть речи - Предлог.
Предлог - это служебная часть речи, которая в предложении участвует в образовании падежных форм имен существительных, местоимений или числительных и служат для смысловой связи слов в предложении.
Мама, у мамы (Род. п.), перед мамой (Твор. п.).
Сегодня у мамы день рождения. Без предлога все слова стояли бы в Именительном падеже, в начальной форме: сегодня, мама, день рождения.
Предлоги "помогают" словам именных частей речи "встать" в нужный по смыслу падеж, объединяя их в связное высказывание - в предложение, которое есть законченная мысль.
Я намеренно опустила академическое толкование, приводимое в школьных учебниках: Предлог - служебная часть речи, выражающая отношения между словами в словосочетаниях (1). Предлоги - служебные слова, которые указывают на различные грамматические отношения между словами и словосочетаниями в предложении (2) и т.п.
Моя практика преподавания показала, что для "уха ученика" это толкование довольно пространное, не объясняющее сути и функции этого понятия.
Рассмотри таблицу "Предлог. Общие сведения", включившую все сведения об этой части речи.
Как видно из Таблицы, предлог имеет только постоянные морфологические признаки.
Предлоги не изменяются и не являются членами предложения, но входят в их состав, так как участвуют в образовании падежных форм именных частей речи: существительного, местоимения, числительного.
Отметь: каждый предлог (простой, сложный, составной) считается целостным отдельным словом.
Задание 4. Опираясь на Таблицу, рассмотрим наиболее трудные в определении предлоги.
В русском языке по составу различают:
- простые предлоги, которые состоят из одного слова (к, без, над, при);
- сложные предлоги, имеющие две части, которые пишутся через дефис (из-за, по-над);
- составные предлоги, которые складываются и нескольких слов (за счёт, по случаю, в отличие от).
*******
Предлоги делятся на непроизводные предлоги (простые и сложные ) и производные (составные) предлоги. Предлоги называются производными, потому что они образуются (производятся) путём перехода из других частей речи, утративших своё лексическое значение и грамматические признаки.
Способы перехода слова из самостоятельной именной части речи в предлог.
Предлоги образованы от:
1). От существительных - отымённые предлоги: в силу препятствий, в течение беседы, вследствие болезни и т.п.
Отметь: составные предлоги рассматриваются как единое целое.
Сравни: закон вступил в силу (предл.+сущ.), всматривался в течение (предл.+сущ.) реки, в следствие (предл.+сущ.) вмешались другие органы власти.
Отметь: в этих предложениях предлог и существительное рассматривается как два отдельных слова, две отдельных части речи. Можно проверить - вставить между предлогом и существительным прилагательное: всматривался в тихое течение реки.
2). От наречий - отнаречные (наречные) предлоги: сидеть (вблизи чего?) вблизи камина, пройти (мимо чего?) мимо дома, оказаться (внутри чего?) внутри корабля.
Отметь: предлог неотрывно связан с вопросом и "ставит" слово в нужный по смыслу падеж.
Сравни: (где? нареч.) вблизи его лицо было грустным, она прошла (где? нареч.) мимо, (когда? нареч.) всегда вставало солнце.
Отметь: наблюдается связь : глагол+ наречие. От глагола к наречию можно задать вопрос наречия.
3). От деепричастий - отглагольные предлоги: благодаря ( благодаря чему?) ветру; несмотря (несмотря на что?) на шум; все, исключая девушек, были довольны.
Сравни : гости (что делали?) уходили, (что делая?) благодаря хозяев за обед, он (что делал?) шёл, (что делая?) не смотря под ноги; он (что делал?) вычёркивал, (что делая?) исключая фамилии из списка.
Отметь: в этих предложениях слова "благодаря", "не смотря", "исключая" - деепричастия, так как обозначают добавочное действие к глаголам.
Вспомни: Деепричастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие.
*******
Отметь: производные предлоги можно заменить другими предлогами.
Например: несмотря на - вопреки; насчёт - (о,об); вследствие, в силу ввиду - из-за, по причине, вблизи - около и т. п.
Задание 5.Рассмотрим сведения о предлогах "по значению".
В разных учебных пособиях эти сведения поясняются по-разному. И называют их по-разному; просто "предлоги "по значению", типы предлогов "по значению", разряды предлогов "по значению"... И их количество в разных учебных пособиях также неодинаково.
В Таблице"Предлог. Общие сведения" мною размещены сведения "предлоги "по значению", обозначенные в учебниках для 10-11 классов.
Приведём и разъясним все типы предлогов "по значению", что обозначены в учебной информации на сегодня (03. 2023г.).
В целом предлоги "по значению" (типы, разряды) называют по тому, какие слова именных частей речи они характеризуют:
1) Пространственные - указывают на положение объекта в пространстве - на место: в,над, под, около, через, у, из-под, за, вокруг, под. Например: вокруг земли, над рекой, у ног, под берёзой и т.п.
2) Временные (времени) - указывают на время события: с, до, после, перед, через, накануне, в течение, в продолжение, в, к.
Например: с вечера, до утра, после обеда, в продолжение беседы и т.п.
3) Причинные (причины) - указывают на причину: из-за, от, ввиду, вследствие, благодаря, по, в силу, по причине, по поводу. Например: из-за дождя, благодаря ветру, в силу условий, по поводу встречи и т.п.
4) Целевые (цели) - : для, с, с указывают на цель: для, с целью, на, под, ради, к, по, за, в. Например: для обогрева, с целью порадовать, на отдых, ради будущего и т.п.
5)Меры и степени: по, до, в, с, сверх, свыше, более, в меру. Например: по мере возможности, сверх сил, более всего.
6) Образа действия - указывают на образ действия: с, без, на, в, по, от и др. Например: писал без ошибок, смеяться от души, порвать на кусочки.
7) Уступительные - указывают на уступку: вопреки, несмотря на. Например: вопреки инструкции, несмотря на запрет.
8) Сравнительные: с, вроде, наподобие. Например: тыква размером с бочонок, река наподобие извилистой ленты, животное вроде лисицы.
9) Объектные: о, об (обо),по, про, об, за, насчёт и др. Например: о здоровье, об явлении, насчёт завтрака, про поездку, обо всех и т.п.
10) Определительные - указывают на определение чего-либо: с, без, в, между.
Например: с колоннами, без карманов, в горошек, между рядов.
Отметь: один и тот же предлог может использоваться для выражения различных отношений с другими словами "по значению".
Например: прыгать через костёр (пространственные); узнать через день (временные).
Задание 6. Рассмотрим правописание предлогов.
Внимательно читаем Таблицу.
Опираясь на Таблицу, выполни письменно Упражнение 1.
Прочитай. Определи, слитно или раздельно нужно написать слова и НЕ со словами. Спиши, раскрывая скобки и укажи части речи (произв. предлог или другая (какая?) часть речи).
- (В) течени… вечера звучала музыка. (В) течени… реки много порогов. (В)следстви… непогоды вылет задерживается. О дальнейшей жизни героев узнаем (в)продолжени…фильма. (В)следстви…, начатом прокурором, много неясного. (В) заключени… эксперта. Участвовать (в) заключени.. перемирия.
- (Не) смотря на разницу лет, (не) смотря на молодость, , (не) смотря в окно, (не) смотря на ранний час, (не) смотря на хорошую погоду, (не) смотря на цветы, (не) смотря на дружеский совет , (не)смотря на дорожные знаки, (не)взирая на усталость, , (не) смотря в зеркало, (не)взирая на запрет врачей, (не) смотря по сторонам.
Проверь правильность выполнения упражнения.
1. В течение (произв. предл.) вечера звучала музыка. В течении (непроизв. предл. + сущ. в Пр. п.) реки много порогов. Вследствие (произв. предл.) непогоды вылет задерживается. О дальнейшей жизни героев узнаем в продолжении (непроизв. предл. + сущ. в Пр. п.) фильма. В следствии (непроизв. предл. + сущ.в Пр. п.), начатом прокурором, много неясного. Участвовать в заключении (непроизв. предл. + сущ. в Пр. п.) перемирия.
2. Несмотря на (произв. предл.) молодость, не смотря (не с дееприч.) в окно (непроизв. предл.+ сущ. Вин. п.), несмотря на (произв.пр.) ранний час, не смотря (не с дееприч.) на цветы (непроизв. предл.+сущ. Вин. п.), несмотря на (произв.пр.) дружеский совет, не смотря (не с дееприч.) на дорожные знаки (непроизв. предл. + сущ. Вин. п.), невзирая на (произв.пр.) усталость, не смотря (не с дееприч.) в зеркало (непроизв. предл.+ сущ. Вин. п. ), невзирая на (произв.пр.) запрет врачей, не смотря (не с дееприч.) по сторонам (непроизв. предл. + сущ. в Дат. п.).
Задание 7. Закрепи знания о предлоге как служебной части речи.
Прочитай стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева — Мы ещё повоюем!
Мы ещё повоюем! (Стихотворение в прозе).
Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!
Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге.
Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною.
Я поднял голову… Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога.
И через нее, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно!
Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и чёрт ему не брат! Завоеватель — и полно!
А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя.
Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся — и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.
И пускай надо мной кружит мой ястреб…
— Мы еще повоюем, чёрт возьми!
/1879г./
*******
Выпиши из текста все предлоги вместе со словами, к которым они относятся. Определи части речи этих слов. Задавая вопросы, определи падеж - падежную форму каждого слова, в которую это слово "встало" с помощью предлога.
Проверь правильность выполнения.
По дороге (сущ., Дат. п.), передо мною (местоим., Твор. п.), между рядов (сущ., Твор. п.), через нее (местоим., Вин. п.), через дорогу (сущ., Вин. п.), в шагах (сущ., Предл. п.), от меня (местоим., Род. п.), из них (местоим., Род. п.), на небе (сущ., Предл. п.), к жизни (сущ., Дат. п.), надо мной (местоим., Твор. п.) .
*******
Отметим в этом поэтическом тексте интересное употребление слова "между" как двух разных частей речи.
1. Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога. В этом случае слово "между" - это предлог, который ставит существительное "ряды" в Твор. п.
2. А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя. В этом случае слово "между" входит в неделимое сочетание "между тем" - это наречие, так как употребляется в смысле «в то же время, тем временем» (когда?).
Задание 8. Познакомься с морфологическим разбором предлогов.
1. Опираясь на Таблицу, сделаем морфологический разбор предлога из стихотворения в прозе Ивана Сергеевича Тургенева "Мы ещё повоюем!".
... Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога.
Между рядов.
I. Часть речи: предлог (ставит в Твор.п. сущ. "ряды").
II. Морфологические признаки.
1. Пост. призн.: неизм., прост., непроизводный, определит., употреблён с сущ. в Твор.п.
III. Синт. роль: (где?) между двух рядов высоких тополей - обстоятельство.
Подведём итоги занятия. Рефлексия.
1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?
2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.
3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?
4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?
Домашнее задание.
1. Сделай морфологический разбор предлога из стихотворения в прозе Ивана Сергеевича Тургенева "Мы ещё повоюем!" : Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся — и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.
2. Повтори все сведения о части речи "Союз" (12.Тема 9) .
Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!
Я буду рада и благодарна Вам.
*************
Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.