Рост цен на энергоносители на биржах – это одно. А реальные тарифы для населения – другое, поскольку одна из функций любого государства, называющего себя социальным, – компенсировать гражданам часть расходов. Евросоюз эту миссию благополучно провалил.
Цены на газ для конечного потребителя в ноябре прошлого года выросли на 57% в сравнении с ноябрём 2021-го. Да, в июле и августе, как сообщалось ранее, подорожание за год и вовсе было двукратным. Но в абсолютных величинах ноябрь пока худший месяц, поскольку летом позапрошлого года «голубое топливо» было относительно дешёвым, а в конце осени 2021-го резко подорожало.
Не секрет, что, так или иначе, цены на газ и нефть меняются хоть и неравномерно, но в итоге всё равно идут недалеко друг от друга. Просто основной конечный продукт «переработки» любого из этих видов топлива – электричество. И, в зависимости от цены, его добывают из того, что дешевле, повышая соответствующий спрос. Так и держится равновесие.
Однако и с нефтью сейчас беда, особенно для руководства тех стран, которые не имеют своих энергоресурсов и не дружат с Россией. Вопреки надеждам Запада на «потолки», «чёрное золото» стало дороже. Мартовские фьючерсы на нефть марки Brent на лондонской бирже ICE Futures дошли до $84,58 за баррель. Стремительный обвал до $78 в первых числах 2023 года сменился устойчивым подъёмом обратно к показателям конца 2022-го.
Иными словами, ситуация с энергетикой, а значит, и с экономикой в Евросоюзе и Великобритании лучше не становится. Однако Брюссель всё равно готовит очередной, 10-й пакет санкций. И такие действия создают всё большую дистанцию между руководством ЕС и интересами самих стран, входящих в Евросоюз. Так, помимо «безобидных» ограничений вроде запрета наших СМИ, есть и то, что действительно повлияет на энергетику. Например, ограничения на российский ядерный сектор. И вот тут есть серьёзная загвоздка. Российские атомщики лучшие в мире. Даже в Европе немало АЭС, в создании которых приняли участие наши специалисты. Да и сейчас они прямо или опосредованно обслуживают их!
Конечно, странам Прибалтики, больше всего радеющим за новые и новые пакеты, всё равно. В Литве когда-то работала Игналинская АЭС, однако в ней были установлены советские реакторы. И в 2009 году страна лишилась источника дешёвой и экологически чистой энергии. Короче, терять уже нечего.
Другое дело Франция. Париж по сей день покупает у «Росатома» обогащённый уран, а взамен продаёт отработанное топливо, которое мы умеем использовать повторно. Интересно, как отреагирует на подобные ограничения Эмманюэль Макрон, ранее предлагавший, кстати, предоставить России гарантии безопасности? В лучшие годы 56 АЭС вырабатывали до 70% электроэнергии в стране! Сейчас в этой отрасли глубочайший кризис, который 10-й пакет антироссийских санкций только усугубит.
Да и в целом раздрай среди членов ЕС в отношении политики ограничений всё больше, поскольку в собственных ногах уже места нет, куда ещё можно было бы выстрелить. Кроме того, простые европейцы уже заметили зависимость цифр в квитанциях за коммуналку от такой политики своих властей. Да и цен на всё остальное, поскольку рост стоимости энергоносителей влияет на всё: от проезда в общественном транспорте до ценников в супермаркетах. Так что могут и жёлтые жилеты снова достать, причём не только во Франции.
А вот у россиян нет поводов для того, чтобы повязывать на себя белые ленточки. Несмотря на колебания на мировых рынках, коммуналка и продукты дорожают у нас не больше, чем обычно. И уж точно не больше, чем в конце 90-х. Вот, кстати, напоследок яркий пример из солнечного Майкопа. Фото сделано автором в троллейбусе в первых числах января. Тариф на проезд не менялся с 2016 года…