Можно сказать, что в частной жизни король Пхумипон был разносторонней личностью был художником, фотографом, моряком, писателем и переводчиком. Но, пожалуй, музыка, джаз и блюз, была исключительно важной частью жизни Пхумипона Адульядета, тайского короля Рамы IX. Одним из самых узнаваемых его образов является изображение Пхумипона, играющего на своем любимом саксофоне. Он не только исполнял, но и сочинял, дирижировал, обучал музыке.
Широко распространено мнение, что его отец, Махидол Адульядет, возможно, стал первым вдохновителем сына, зародив в нем склонность к художественным занятиям в раннем возрасте. Но безусловно, что страсть к музыке у Пхумипона началась как минимум в тринадцать лет. Первоначально Пхумипон получил общее музыкальное частное образование, обучаясь в Швейцарии.
Пхумипона в те годы наставник мистер Вейбрехт, уроженец Эльзаса, побуждал учиться играть на саксофоне и заниматься музыкальной теорией. А его старший брат, тогдашний король Ананда Махидол (Рама VIII), в свое время купил саксофон и послал его в подарок Пхумипону. Сам же король Ананда позже играл с братом на кларнете.
В молодости Пхумипон сосредоточился на классической музыке, в в течение двух лет изучая только её, но в конечном итоге переключился на джаз, поскольку это позволило ему импровизировать более свободно. Именно в это время он решил специализироваться именно на духовых инструментах, особенно саксофоне и кларнете.
Пхумипон находился с подростковом возрасте под влиянием джаза, за что и получил известность, взяв прозвище «Король джаза». Музыкальное влияние Пхумипона включало Луи Армстронга, Сидни Беше, Бенни Картера и Джонни Ходжеса.
Фотографии и видео поздних лет хорошо передают его отношение к музыке. Мы видим человека, глубоко сосредоточенного, например, когда Пхумипон использует духовой инструмент. Прошло не так много времени, пока юноша не начал сочинять свои собственные оригинальные произведения - в возрасте 18 лет.
Его первая пьеса, известная на английском языке как «Candle Light Blues», содержала тонкие намеки о влиянии на Пхумипона музыки Берчета, Армстронга и Эллингтона. Но в то же время произведение выражало определенную глубину меланхолии. Эта композиция ознаменовала начала его музыкальной карьеры, которая в конечном итоге увенчалась порядкам 48 композиций в ряде музыкальных жанров.
Каждая из композиций, написанных королем Пхумипоном, обладает своим неповторимым шармом и способностью вызывать гамму эмоций. Независимо от того, исполняются ли они вживую или в записти, звучат ли они впервые или повторно, проникновенные короля оставляли зрителей и слушателей под впечатлением от такого исключительного проявления музыкального таланта монарха.
Пхумипон с годами стал опытным джазовым саксофонистом и композитором, играя диксиленд и джаз Нового Орлеана, а также используюя кларнет, трубу, гитару и фортепиано. Он продолжал сочинять даже после своей коронации. Позже Пхумипон выступал с джаз-бэндом Preservation Hall, а позже играл с Бенни Гудманом, Стэном Гетцем, Лайонелом Хэмптоном и Бенни Картером.
По возвращении в Таиланд в 1950 году король Пхумипон основал джаз-бэнд Lay Kram, с которым он выступал на радиостанции «Aw Saw», которую он основал в своем дворце в 1952 году. Группа менялась, будучи переименованной в Au Sau Wan Suk Band, а король выступал с коллективом вживую по пятницам вечером, иногда играя по заявкам от слушателей.
Для короля музыка была не просто приятным времяпрепровождением. Рама IX верил, что он обладает силой вдохновлять, объединять людей посредством музыки. Возможно, самым трогательным произведением в этой категории является песня «Yim Su» («Улыбки»), которая была написана в 1952 году, чтобы дать надежду ученикам в школе для слепых и побудить их максимально использовать свою жизнь, несмотря на их несчастье.
Король и сам пробовал научить слепого студента играть на инструменте. Хотя это была сложная задача для ученика, который не мог видеть движения, необходимые для игры, Пхумипон терпеливо упорствовал в качестве педагога, пока его ученик не стал проявлять успехи. Как только ученик короля смог сыграть первую правильную ноту мелодии, его лицо загорелось гордостью и радостью. Ведь для незрячего человека звук правильной ноты значил конечно же больше, чем просто удовольствие для его ушей.
Пхумипон также выступал со своей группой в тайских университетах, сочиняя гимны для университетов Чулалонгкорн, Таммасат и Касецарт. Король впервые выступил с Бенни Гудманом в Amphorn Sathan Residential Hall в 1956 году, а затем играл в доме Гудмана в Нью-Йорке в 1960 году. Многие группы, такие как Les Brown and His Band of Renown, Claude Bolling Big Band и Preservation Hall Jazz Band записали композиции Пхумипона, которые до сих пор можно услышать в Таиланде.
Король Пхумипон сочинил в общей сложности 48 песен. Большая часть это джазового свинга, но он также писал марши, вальсы и тайские патриотические песни. Его самыми популярными композициями были «Candlelight Blues», «Love at Sundown» и «Falling Rain», которые были написаны в 1946 году. Он также написал мелодию для «Phleng phra raj nipon» (т.е. «Его Величество королевская песня»).
Король написал тексты для пяти песен: «Echo», «Still On My Mind», «Old-Fashioned Melody», «No Moon» и «Dream Island». Кроме того, он написал несколько песен, для которых мелодия была написана после того, как были написаны тексты. В последующие годы Пхумипон продолжал играть музыку со своим Au Sau Wan Suk Band, но редко появлялся на публике. Но его вклад в популяризации музыки в Тайланде оставался заметным на протяжении всего его правления.
Хотя музыка была личной страстью талантливого короля, он всегда проявлял стремление поделиться удовольствием с другими. Это происходило и в форме обучения собственных детей игре на музыкальных инструментах. Затем король взялся за уроки ученикам из своего собственного окружения, что привело к образованию группы «Sahai Pattana», состоящей из группы друзей и студентов, которые играли и записывали музыку вместе с монархом.
Деятельность короля в этой сфере, его личный вклад, привлекли значительное международное признание. Музыкальное наследие короля, любящего музыку, не забыто. В Европе исполнения произведений короля известными тайскими оркестрами, в том числе Бангкокским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Сиама, Bangkok Pro Musica, Таиландским филармоническим оркестром, проходили в исторических знаковых местах в Вене, Берлине, Мюнхене, Дрездене, звучали во дворце Шенбрунн, концертный зале в Гааге и многих других местах.
Король Пхумипон в конечном итоге стал первым человеком из Азии, ставшим почетным членом Института музыки и искусств Вены в 1964 году. В 1980 году ЮНЕСКО назвала композицию короля «Падающий дождь» «Песней Азии», отдав должное тайскому “королю джаза”.