Росстат выпустил недавно в начале марта новый доклад о социально-экономическом положении России" по состоянию на январь 2023 года.
Есть повод свести воедино несколько фактов. И сделать выводы из них.
Но начну немного с другого.
По исследования различных агентств, данным от органов власти и статистики, самих российских девелоперов в Российской Федерации основным инициатором покупок любого нового жилья выступают женщины.
Как и множества других инициатив. Покупки мебели, например. И посуды, что неудивительно. Одежды - что также не вызывает вопросов). Ну и так далее. Вот насчёт автомобилей более 50 % инициаторов - мужчины.
Но недвижимость, квартира, дом, обустройство, уют, уход за домом, семьёй и детьми и всё, что вокруг да около этого, как говорится, этими вопросами у нас вполне ожидаемо в основном "рулят" женщины. И их процент среди ЛПР - людей, принимающих решение в подобных вопросах в последние годы только увеличивался.
Например, в Новой Москве, по данным столичного департамента развития новых территорий Владимира Жидкина, женщины "укрепили своё лидерство" в покупках жилья и в вопросах решения домашних проблем.
В частности, если три года тому назад среди покупателей жилья именно в Новой Москве было 60 % женщин, по словам чиновника, а в 2022 году их было уже 65 % - две трети!
В других регионах ситуация может быть немного другой, но, тем не менее, везде женщины опережают мужчин в этой сфере жизни.
Даже в холодных северных регионах по данным статистики 52 % женщин выступают первоначальными активаторами поиска и покупки жилья. А там в целом гораздо больше мужчин, из-за специфики работы в суровых регионах.
Психологи отмечают, что женщины готовы и способны потратить гораздо больше времени на поиск подходящего жилья, чем мужчины.
Именно женщины в первую очередь "продвиженцы" идеи покупок любого жилья в семьях сегодня.
При этом одним из важнейших факторов начала такого поиска - это создание новой семьи, рождение первого или очередного ребёнка.
В различных опросах последних десяти лет до 60 % семей называли среди причин смены или покупки жилья именно это.
Как известно, в России в последнее время активно стимулируется деторождение.
Внедрён материнский капитал.
Который в 2022 году был расширен по сфере действия.
Постоянно проводится индексация маткапитала.
Правда, он всё равно не способен большинству семей помочь решить их вопрос с недвижимостью полностью. В первую очередь, в связи с довольно существенно опережающим другие товарные группы ростом цен на недвижимость и автомобили в последние годы.
Кроме того, ситуация с рождаемостью несмотря на все принимаемые меры изменилась.
Пик рождаемости в России пришёлся на 2014 год - 1 942 683 новорождённых.
И даже присоединение Крыма и Севастополя не смогло увеличить прирост населения.
С тех пор он фактически только падал, не смотря на все предпринимаемые меры.
Посмотрите на диаграмму на скриншоте.
Данные Росстата из нового доклада по итогам 2022 года:
Рождаемость, не смотря на все предпринимаемые властями меры, постепенно падает уже который год.
Думаю, вполне понятно, почему. Особенно - последний год как минимум.
Сложите и оцените все три фактора, чтобы понять, как это всё совместно должно влиять на дальнейшее положение дел.
На продажи. В том числе - новостроек. Но не только. На снижение общего покупательского спроса. На падение оборотов всех значимых товарных групп в стране.
Рождаемость падает. Количество разводов держится на уровне более двух третей заключённых браков. Следовательно, ни сами семьи не растут, ни их численный состав не увеличивается.
Куда нас это приведёт?
Мой вывод: в резкий спад роста населения и активности экономики страны.
Кстати. Вот вам в конце вопрос, ко всем - мужчинам и женщинам - а вы планируете рождение ребёнка в своей семье в ближайшие два-три года?
Ответы пишите в комментариях. Может быть, у вас всё совсем иначе, чем у большинства семей и женщин в России?
Другие публикации канала:
Новые статьи на дружественном канале "ЗЕМЛЯ НА ЯТЬ":