С самолётами в музеях есть одна специфическая проблема. Довольно часто их «реставрируют» путём заливки одноцветной краской прямо поверх старой краски, лака, технических надписей и всего остального. Причём, довольно часто для этого используют серебрянку. А так как серебрянка выглядит аналогично неокрашенному алюминию, часто ею покрывают и те места, которые у боевого самолёта вообще не окрашивались. Однако, со временем краска начинает разрушаться и теряет блеск. В результате самолёт становится серым и уродливым.
Характернейший из примеров, который каждый может увидеть своими глазами — это истребители Сухого и Микояна в монинском музее ВВС. Яркий пример: самолёт Су-17М3. Самолёт был передан в музей в том виде, в котором он проходил испытания. На самолёте читались все лючки и накладки, сделанные из разных сплавов. Головки винтов и заклёпок, фактуру обшивки можно было ощутить даже на расстоянии, даже по фото.
Однако, в 2002 году в какую-то «светлую» голову пришла идея сделать «улучшайзинг» максимально простым способом: быстро залить самолёт серебрянкой. Что и было сделано. Такой «армейский» подход.
Со временем краска перестала блестеть, и самолёт стал похож на бумажную модельку самого себя. Фактически, экспонат был изуродован. А вместе с ним — большинство самолётов Су и МиГ.
Но я хочу привести позитивный пример. Причём, из музея, который принципиально не отличается от монинского: из музея ВВС Китая на бывшей авиабазе Датаншань к северу от Пекина. Там моё внимание привлёк один из истребителей, установленный на бетоне и ничем не огороженный.
Это Shenyang J-6 — лицензионная копия советского МиГ-19.
Самолёт ни разу не красили за весь период его нахождения в музее, только подновляли бортовой номер.
Поэтому самолёт выглядит фактурным, рабочим, боевым, много летавшим, живым, НАСТОЯЩИМ.
Головки стальных винтов, как им и положено, покрыты патиной. Шляпки заклёпок выделяются на фоне обшивки. Видны все места расположения стрингеров и шпангоутов.
Весь самолёт покрыт мелкими царапинками, появившимся в процессе эксплуатации.
Под фонарём кабины лётчика — огромное пятно из царапин от приставной лестницы.
Кстати, всё это вполне соответствует правилам хранения музейных предметов: они должны сохраняться в том виде, в котором поступили в музей.
И такой подход очень нравится посетителям. Посмотрите, в каком восторге китайцы, занятые исследованием настоящего самолёта с близкого расстояния!
Да, они уже открутили заглушки и промяли дополнительный топливный бак, но это же не со зла, а от восхищения! Хотя, несомненно, возникают вопросы к работе смотрителей.
Вредный читатель напишет: «Так это не музей, а кладбище самолётов! Стыдно держать эскпонат в таком состоянии!» В качестве ответа на невысказанную претензию покажу другой экспонат, сохраняемый аналогично, но в условиях, которые близки к идеальным.
Это учебный истребитель JianJiao-2, копия МиГ-15УТИ. Он сохраняется точно так же, как J-6 в музее ВВС. На нём только подновили знаки отличия, и всё. Выглядит просто изумительно.
Правда, в китайских военных музеях далеко не всё так радужно, но об этом я напишу в следующий раз.