Важное с курсов ФИПИ для экспертов ОГЭ. Оценивание грамотности (часть 3). Заключение

1,5K прочитали
Этой статьей я завершаю свой "отчет" с курсов, на которых обучалась в феврале 2023 года. Сегодня продолжу разговор об оценивании грамотности, а именно о грамматических и речевых ошибках.

Этой статьей я завершаю свой "отчет" с курсов, на которых обучалась в феврале 2023 года. Сегодня продолжу разговор об оценивании грамотности, а именно о грамматических и речевых ошибках. Коснусь также фактических ошибок и особенностей проверки.

Граматические и речевые ошибки

Грамматическая ошибка - это ошибка в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения. Это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Речевые ошибки - это ошибки НЕ в построении, НЕ в структуре речевой единицы, а в её использовании. Чаще всего речевые ошибки связаны с неверным употреблением слова.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте. В этом ее отличие от грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

Типичные грамматические ошибки

  1. Ошибки в образовании личных форм глаголов (например, “им двигает чувство сострадания”).
  2. Неправильное употребление видо-временных форм глаголов.
  3. Ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий (например, “вышев из комнаты”).
  4. Неправильное образование наречий (например, “тута” вместо “тут”).
  5. Нарушение управления (например, “проблема о роли творчества”, “рассуждает над проблемой”, “приведу в пример”).
  6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, “Главное, чему я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения”).
  7. Неправильное построение сложносочиненного предложения (например, “Ум автор текста понимает не только как просвещенность, но и с понятием “умный” связывалось представление о вольнодумстве”).

Типичные речевые ошибки

  1. Неоправданный повтор слов или частиц (например, “хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника”).
  2. Нарушение лексической сочетаемости (например, “имя этого поэта знакомо” вместо “известно”).
  3. Смешение паронимов.
  4. Речевая недостаточность (например, “Его храбрость, постоять за честь и справедливость привлекают автора текста”).
  5. Употребление слова или фразеологизма в несвойственном им значении (например, “В третьей части текста веселый, а не мажорный мотив заставляет нас задуматься…”).

Фактические ошибки

Выделяют 2 вида фактических ошибок:

  1. Фактические ошибки по исходному тексту: искажение фамилии, имени, отчества автора или героя; добавление, исключение, изменение события в сюжетной линии исходного текста.
  2. Фактические ошибки в фоновом материале. Эти ошибки возникают, когда учащиеся приводят примеры из жизненного опыта или литературы: неверное указание авторства произведения, неверное изложение фактов биографии автора или героя привлеченного текста, ошибка в дате или географической реалии.

Фактические ошибки в фоновом материале могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении (например, “Маяковский - вдохновитель народа в борьбе с интервенцией”).

Несколько слов о проверке

  • Каждую работу (изложение и сочинение) проверяют два независимых эксперта. Проверка осуществляется каждым экспертом по отдельности. Работа направляется на третью проверку, если расхождение по первым двум существенное - в 10 и более баллов по всем критериям.
  • Тестовая часть (задания 2-8) проверяется компьютером, но затем проходит верификацию (перепроверку экспертами), так как часто бывает, что компьютер на распознает буквы, написанные не в соответствии с обрацом.

Последний тезис записан мною со слов лектора. Как обстоят дела с перепроверкой тестовой части вручную экспертами на самом деле, не знаю. Пока сама работала в региональной комиссии по проверке ОГЭ, ни разу не видела, чтобы такую перепроверку проводили. Но, возможно, я просто не попадала на этот вид работы.

Более подробно обо всех видах ошибок можно прочитать в Методических материалах для экспертов ОГЭ, которые находятся на сайте ФИПИ (планирую сделать “Памятки” по этим материалам для учителей, если будет время).

Предыдущие материал с курсов вы можете прочитать в этих статьях:

Полезная информация с курсов повышения квалификации экспертов ОГЭ по русскому языку

Важное с курсов ФИПИ для экспертов ОГЭ. Сочинение 9.1 и 9.2

Важное с курсов ФИПИ для экспертов ОГЭ. Сочинение 9.3

Важное с курсов ФИПИ для экспертов ОГЭ. Оценивание грамотности (часть 1)

Важное с курсов ФИПИ для экспертов ОГЭ. Оценивание грамотности (часть 2)

Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК и Телеграм-канале.