Этой статьей я завершаю свой "отчет" с курсов, на которых обучалась в феврале 2023 года. Сегодня продолжу разговор об оценивании грамотности, а именно о грамматических и речевых ошибках. Коснусь также фактических ошибок и особенностей проверки.
Граматические и речевые ошибки
Грамматическая ошибка - это ошибка в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения. Это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Речевые ошибки - это ошибки НЕ в построении, НЕ в структуре речевой единицы, а в её использовании. Чаще всего речевые ошибки связаны с неверным употреблением слова.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте. В этом ее отличие от грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Типичные грамматические ошибки
- Ошибки в образовании личных форм глаголов (например, “им двигает чувство сострадания”).
- Неправильное употребление видо-временных форм глаголов.
- Ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий (например, “вышев из комнаты”).
- Неправильное образование наречий (например, “тута” вместо “тут”).
- Нарушение управления (например, “проблема о роли творчества”, “рассуждает над проблемой”, “приведу в пример”).
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, “Главное, чему я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения”).
- Неправильное построение сложносочиненного предложения (например, “Ум автор текста понимает не только как просвещенность, но и с понятием “умный” связывалось представление о вольнодумстве”).
Типичные речевые ошибки
- Неоправданный повтор слов или частиц (например, “хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника”).
- Нарушение лексической сочетаемости (например, “имя этого поэта знакомо” вместо “известно”).
- Смешение паронимов.
- Речевая недостаточность (например, “Его храбрость, постоять за честь и справедливость привлекают автора текста”).
- Употребление слова или фразеологизма в несвойственном им значении (например, “В третьей части текста веселый, а не мажорный мотив заставляет нас задуматься…”).
Фактические ошибки
Выделяют 2 вида фактических ошибок:
- Фактические ошибки по исходному тексту: искажение фамилии, имени, отчества автора или героя; добавление, исключение, изменение события в сюжетной линии исходного текста.
- Фактические ошибки в фоновом материале. Эти ошибки возникают, когда учащиеся приводят примеры из жизненного опыта или литературы: неверное указание авторства произведения, неверное изложение фактов биографии автора или героя привлеченного текста, ошибка в дате или географической реалии.
Фактические ошибки в фоновом материале могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении (например, “Маяковский - вдохновитель народа в борьбе с интервенцией”).
Несколько слов о проверке
- Каждую работу (изложение и сочинение) проверяют два независимых эксперта. Проверка осуществляется каждым экспертом по отдельности. Работа направляется на третью проверку, если расхождение по первым двум существенное - в 10 и более баллов по всем критериям.
- Тестовая часть (задания 2-8) проверяется компьютером, но затем проходит верификацию (перепроверку экспертами), так как часто бывает, что компьютер на распознает буквы, написанные не в соответствии с обрацом.
Последний тезис записан мною со слов лектора. Как обстоят дела с перепроверкой тестовой части вручную экспертами на самом деле, не знаю. Пока сама работала в региональной комиссии по проверке ОГЭ, ни разу не видела, чтобы такую перепроверку проводили. Но, возможно, я просто не попадала на этот вид работы.
Более подробно обо всех видах ошибок можно прочитать в Методических материалах для экспертов ОГЭ, которые находятся на сайте ФИПИ (планирую сделать “Памятки” по этим материалам для учителей, если будет время).
Предыдущие материал с курсов вы можете прочитать в этих статьях:
Полезная информация с курсов повышения квалификации экспертов ОГЭ по русскому языку
Важное с курсов ФИПИ для экспертов ОГЭ. Сочинение 9.1 и 9.2
Важное с курсов ФИПИ для экспертов ОГЭ. Сочинение 9.3
Важное с курсов ФИПИ для экспертов ОГЭ. Оценивание грамотности (часть 1)
Важное с курсов ФИПИ для экспертов ОГЭ. Оценивание грамотности (часть 2)
Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК и Телеграм-канале.