Продолжаю делиться полезной информацией с курсов повышения квалификации для экспертов ОГЭ по русскому языку. Сегодня несколько тезисов о сочинениях на лингвистическую тему и по фрагменту текста.
О сочинении 9.1 на лингвистическую тему
- Сочинение 9.1 самое непопулярное среди девятиклассников. Его выбирают немногие.
- Дети часто приводят "пустой комментарий" - выученный фрагмент, где содержится обобщенное суждение о языке, формально соотнесенное с цитатой. Эти фразы-заготовки могут быть приложены к разным высказываниям, содержат правильные утверждения и лингвистические термины, НО не являются результатом осмысленного понимания конкретного высказывания, а потому НЕ являются полноценным комментарием.
- В сочинениях необходимо уходить от домашних заготовок.
- Если в сочинении 9.1 ученик приводит примеры НЕ из текста, то они не оцениваются.
- Деление сочинения на абзацы - дело автора (ученика), нельзя точно определить, сколько должно быть абзацев. Проверяющему надо смотреть на логику, на ранжирование мыслей экзаменуемого. Полное отсутствие деления текста сочинения на части недопустимо.
- Обязательно ли делить аргументы на 2 абзаца? Нет. Надо руководствоваться логикой и целесообразностью.
- В критерии 4 оценивается композиционная стройность работы. Ученик может построить сочинение одним из двух способов:
1) тезис (смысл цитаты) - аргументы - вывод;
2) цитата - аргументы - вывод (смысл цитаты).
Это значит, что объяснение цитаты (высказывания лингвиста) не обязательно должно быть в первом абзаце. Ученик может написать его в выводе.
О сочинении 9.2 по фрагменту текста
- При оценивании НЕ учитывается ПОЛНОТА раскрытия смысла данного фрагмента. Это значит, что если в указанной в задании части текста содержится несколько аспектов смысла, то экзаменуемый может выбрать некоторые из них и прокомментировать.
- По критерию 1 (понимание смысла фрагмента текста) может быть снижен балл, если экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации. Что такое неправильная интерпретация? Это значит, что суждение ученика не соответствует содержанию текста.
- Примеры из текста должны обязательно соответствовать объяснению содержания данного фрагмента.
- Важно! В формулировке задания 9.2 сказано, что экзаменуемый должен привести 2 примера-аргумента из текста. Но при оценивании 1 балл может быть выставлен за работу, в которой нет ни одного примера из текста, но есть подходящий пример из личного опыта.
- Цитата, смысл которой нужно объяснить, не может быть аргументом для этого объяснения.
Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК и Телеграм-канале.