Важное с курсов ФИПИ для экспертов ОГЭ. Сочинение 9.1 и 9.2

904 прочитали
Продолжаю делиться полезной информацией с курсов повышения квалификации для экспертов ОГЭ по русскому языку. Сегодня несколько тезисов о сочинениях на лингвистическую тему и по фрагменту текста.

Продолжаю делиться полезной информацией с курсов повышения квалификации для экспертов ОГЭ по русскому языку. Сегодня несколько тезисов о сочинениях на лингвистическую тему и по фрагменту текста.

О сочинении 9.1 на лингвистическую тему

  • Сочинение 9.1 самое непопулярное среди девятиклассников. Его выбирают немногие.
  • Дети часто приводят "пустой комментарий" - выученный фрагмент, где содержится обобщенное суждение о языке, формально соотнесенное с цитатой. Эти фразы-заготовки могут быть приложены к разным высказываниям, содержат правильные утверждения и лингвистические термины, НО не являются результатом осмысленного понимания конкретного высказывания, а потому НЕ являются полноценным комментарием.
  • В сочинениях необходимо уходить от домашних заготовок.
  • Если в сочинении 9.1 ученик приводит примеры НЕ из текста, то они не оцениваются.
  • Деление сочинения на абзацы - дело автора (ученика), нельзя точно определить, сколько должно быть абзацев. Проверяющему надо смотреть на логику, на ранжирование мыслей экзаменуемого. Полное отсутствие деления текста сочинения на части недопустимо.
  • Обязательно ли делить аргументы на 2 абзаца? Нет. Надо руководствоваться логикой и целесообразностью.
  • В критерии 4 оценивается композиционная стройность работы. Ученик может построить сочинение одним из двух способов:
    1) тезис (смысл цитаты) - аргументы - вывод;
    2) цитата - аргументы - вывод (смысл цитаты).
    Это значит, что объяснение цитаты (высказывания лингвиста) не обязательно должно быть в первом абзаце. Ученик может написать его в выводе.

О сочинении 9.2 по фрагменту текста

  • При оценивании НЕ учитывается ПОЛНОТА раскрытия смысла данного фрагмента. Это значит, что если в указанной в задании части текста содержится несколько аспектов смысла, то экзаменуемый может выбрать некоторые из них и прокомментировать.
  • По критерию 1 (понимание смысла фрагмента текста) может быть снижен балл, если экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации. Что такое неправильная интерпретация? Это значит, что суждение ученика не соответствует содержанию текста.
  • Примеры из текста должны обязательно соответствовать объяснению содержания данного фрагмента.
  • Важно! В формулировке задания 9.2 сказано, что экзаменуемый должен привести 2 примера-аргумента из текста. Но при оценивании 1 балл может быть выставлен за работу, в которой нет ни одного примера из текста, но есть подходящий пример из личного опыта.
  • Цитата, смысл которой нужно объяснить, не может быть аргументом для этого объяснения.
Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК и Телеграм-канале.