Найти в Дзене

Применение результатов оценки профессиональных рисков при разработке программ обучения по охране труда.

С 01.03.2022 г. вступила в действие новая редакция трудового кодекса, основной подход к обеспечению безопасности это профилактика, превентивный подход.

Основные принципы, согласно ТК РФ ст. 209.1, это:

  • предупреждение и профилактика опасностей;
  • минимизация повреждения здоровья работников.
ТК РФ
ТК РФ

С той же даты работодатели ОБЯЗАНЫ проводить оценку профессиональных рисков, но до сих пор у многих нет понимания как эти данные использовать.

Давайте на чистоту, большинство выполняют эту процедуру формально, для того чтобы показать ГИТ, но только не для использования в повседневной работе и для обеспечения безопасных условий труда.

Как использовать ОПР для разработки программ обучения?

Обучение по охране труда регламентируется Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда".

В приложении №3 есть примерные перечни тем программ.

Приложение 3. Примерные перечни тем для формирования программ обучения требованиям охраны труда.
2. Примерный перечень тем для формирования программы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, опасностей, идентифицированных в рамках системы управления охраной труда в организации и оценки профессиональных рисков:
а) классификация опасностей. Идентификация вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте;
б) оценка уровня профессионального риска выявленных (идентифицированных) опасностей;
в) безопасные методы и приемы выполнения работ;
г) меры защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
д) средства индивидуальной защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
е) разработка мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков;
ж) организация оказания первой помощи (при необходимости).

Давайте посмотрим, как, нам применить превентивный подход и результаты оценки рисков в каждой теме.

Итак, а) классификация опасностей. Идентификация вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте.

Задача научить работников видеть опасности, если ранее мы при обучении и инструктаже рассказывали об нарушениях требований и ссылались на НПА, то теперь необходимо показать работнику какие вообще есть опасности на предприятии и какие конкретно по его профессии и научить работника видеть опасности, которые могут появиться в процессе работы.

Многие раньше проводили викторины и обучающие мероприятия «Найди нарушение», теперь мы должны искать ОПАСНОСТИ.

-2

Следующий раздел, б) оценка уровня профессионального риска выявленных (идентифицированных) опасностей.

Методов оценки профессиональных рисков большое множество, некоторые простые, такой как матричный метод, другие сложные, требуют подготовки и прикладных программ.

При разработке программ обучения основная задача довести общие принципы и понятия риска.

Профессиональный риск - вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья.

Для более простого понимания мы должны донести до сотрудников понимание трёх вопросов:

  1. Что может произойти?
  2. Какова вероятность этого события?
  3. Каковы последствия если произойдет это событие?

Естественно, глупо требовать от сотрудников полного запоминания уровня риска или математических расчетов «здесь и сейчас», но нужно добиться того, чтобы работники на своём уровне понимали к чему может привести реализация той или иной опасности.

Карта рисков
Карта рисков

Раздел в) безопасные методы и приемы выполнения работ, ну здесь все очевидно и ничего не поменялось.

Мы берем вид работ, оборудование, вредные и опасные производственные факторы, опасности, документацию на оборудование/инструмент, ПОТ и составляем программу обучения, так чтобы сотрудник знал, а главное умел выполнять работу безопасно и на помощь приходят обязательные практические занятия.

-4

г) меры защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Обращаем внимание сначала на основные методы защиты:

  • совершенствование технологических процессов и технических средств;
  • защита расстоянием;
  • защита временем;
  • применение средств коллективной защиты;
  • применение средств индивидуальной защиты.

Рассказываем сотрудникам, что мы применяем и ЗАЧЕМ, не просто говорим о выполнении требовании НПА, а конкретно о рабочем месте сотрудника. Какие меры мы применяем для уменьшения воздействия опасности и как это защищает работника.

Работник выполняет требования более осознанно тогда, когда он понимает ЗАЧЕМ это нужно и что дает, какие результаты приносит, как эти мероприятия помогают спасти работника от травм и заболеваний.

Защитные меры
Защитные меры

д) средства индивидуальной защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Отвечаем на вопросы ЧТО, КАК и ЗАЧЕМ применяем.

Выше уже писал про вопрос «зачем».

СИЗ
СИЗ

е) разработка мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков;

Задача данного раздела дать сотрудникам информацию и используя разные подходы отработать на практике выбор различных мероприятий.

Сделать это можно с помощью дискуссий, мозговых штурмов, наглядных материалов, игр (например, наша карточная игра «Оценка профессиональных рисков») и пр.

Необходимо добиться от сотрудников понимания, что можно применить в тех или иных случаях для минимизации ущерба здоровью.

В идеале сотрудники должны помогать мониторить опасности на предприятии и предлагать мероприятия, мы же с Вами понимаем, что они первые кто сталкивается с опасностями.

На уровне ИТР, видеть и управлять по приоритетам - исключить, заменить, изменить режим работы, контроль среды, контроль применения СИЗ, предлагать решения.

На уровне работника – видеть, сообщать и применять ПОТ и СИЗ, предлагать решения.

Мероприятия
Мероприятия

ж) организация оказания первой помощи (при необходимости).

Ну а задача этого пункта - минимизация повреждения здоровья работников.

ОПП
ОПП

Таким образом, разработав программу по новым правилам, мы решим сразу несколько задач:

1. Проверим еще раз наши карты рисков и откорректируем их если это необходимо. Поверьте, на практике в картах бывает совсем не то что нужно, особенно когда Вы не участвовали в ОПР лично.

2. Применим результаты ОПР и донесем до работников их риски, а не просто требования ПОТ и инструкций.

3. Сделаем мониторинг рисков постоянным процессом.

4. …

Уверен Вы найдете еще много плюсов, чтобы добавить в этот список.

________________________________________

Подписывайтесь, впереди ещё много полезных инструментов и практик!