С 01.03.2022 г. вступила в действие новая редакция трудового кодекса, основной подход к обеспечению безопасности это профилактика, превентивный подход.
Основные принципы, согласно ТК РФ ст. 209.1, это:
- предупреждение и профилактика опасностей;
- минимизация повреждения здоровья работников.
С той же даты работодатели ОБЯЗАНЫ проводить оценку профессиональных рисков, но до сих пор у многих нет понимания как эти данные использовать.
Давайте на чистоту, большинство выполняют эту процедуру формально, для того чтобы показать ГИТ, но только не для использования в повседневной работе и для обеспечения безопасных условий труда.
Как использовать ОПР для разработки программ обучения?
Обучение по охране труда регламентируется Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда".
В приложении №3 есть примерные перечни тем программ.
Приложение 3. Примерные перечни тем для формирования программ обучения требованиям охраны труда.
2. Примерный перечень тем для формирования программы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, опасностей, идентифицированных в рамках системы управления охраной труда в организации и оценки профессиональных рисков:
а) классификация опасностей. Идентификация вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте;
б) оценка уровня профессионального риска выявленных (идентифицированных) опасностей;
в) безопасные методы и приемы выполнения работ;
г) меры защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
д) средства индивидуальной защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
е) разработка мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков;
ж) организация оказания первой помощи (при необходимости).
Давайте посмотрим, как, нам применить превентивный подход и результаты оценки рисков в каждой теме.
Итак, а) классификация опасностей. Идентификация вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте.
Задача научить работников видеть опасности, если ранее мы при обучении и инструктаже рассказывали об нарушениях требований и ссылались на НПА, то теперь необходимо показать работнику какие вообще есть опасности на предприятии и какие конкретно по его профессии и научить работника видеть опасности, которые могут появиться в процессе работы.
Многие раньше проводили викторины и обучающие мероприятия «Найди нарушение», теперь мы должны искать ОПАСНОСТИ.
Следующий раздел, б) оценка уровня профессионального риска выявленных (идентифицированных) опасностей.
Методов оценки профессиональных рисков большое множество, некоторые простые, такой как матричный метод, другие сложные, требуют подготовки и прикладных программ.
При разработке программ обучения основная задача довести общие принципы и понятия риска.
Профессиональный риск - вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья.
Для более простого понимания мы должны донести до сотрудников понимание трёх вопросов:
- Что может произойти?
- Какова вероятность этого события?
- Каковы последствия если произойдет это событие?
Естественно, глупо требовать от сотрудников полного запоминания уровня риска или математических расчетов «здесь и сейчас», но нужно добиться того, чтобы работники на своём уровне понимали к чему может привести реализация той или иной опасности.
Раздел в) безопасные методы и приемы выполнения работ, ну здесь все очевидно и ничего не поменялось.
Мы берем вид работ, оборудование, вредные и опасные производственные факторы, опасности, документацию на оборудование/инструмент, ПОТ и составляем программу обучения, так чтобы сотрудник знал, а главное умел выполнять работу безопасно и на помощь приходят обязательные практические занятия.
г) меры защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Обращаем внимание сначала на основные методы защиты:
- совершенствование технологических процессов и технических средств;
- защита расстоянием;
- защита временем;
- применение средств коллективной защиты;
- применение средств индивидуальной защиты.
Рассказываем сотрудникам, что мы применяем и ЗАЧЕМ, не просто говорим о выполнении требовании НПА, а конкретно о рабочем месте сотрудника. Какие меры мы применяем для уменьшения воздействия опасности и как это защищает работника.
Работник выполняет требования более осознанно тогда, когда он понимает ЗАЧЕМ это нужно и что дает, какие результаты приносит, как эти мероприятия помогают спасти работника от травм и заболеваний.
д) средства индивидуальной защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Отвечаем на вопросы ЧТО, КАК и ЗАЧЕМ применяем.
Выше уже писал про вопрос «зачем».
е) разработка мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков;
Задача данного раздела дать сотрудникам информацию и используя разные подходы отработать на практике выбор различных мероприятий.
Сделать это можно с помощью дискуссий, мозговых штурмов, наглядных материалов, игр (например, наша карточная игра «Оценка профессиональных рисков») и пр.
Необходимо добиться от сотрудников понимания, что можно применить в тех или иных случаях для минимизации ущерба здоровью.
В идеале сотрудники должны помогать мониторить опасности на предприятии и предлагать мероприятия, мы же с Вами понимаем, что они первые кто сталкивается с опасностями.
На уровне ИТР, видеть и управлять по приоритетам - исключить, заменить, изменить режим работы, контроль среды, контроль применения СИЗ, предлагать решения.
На уровне работника – видеть, сообщать и применять ПОТ и СИЗ, предлагать решения.
ж) организация оказания первой помощи (при необходимости).
Ну а задача этого пункта - минимизация повреждения здоровья работников.
Таким образом, разработав программу по новым правилам, мы решим сразу несколько задач:
1. Проверим еще раз наши карты рисков и откорректируем их если это необходимо. Поверьте, на практике в картах бывает совсем не то что нужно, особенно когда Вы не участвовали в ОПР лично.
2. Применим результаты ОПР и донесем до работников их риски, а не просто требования ПОТ и инструкций.
3. Сделаем мониторинг рисков постоянным процессом.
4. …
Уверен Вы найдете еще много плюсов, чтобы добавить в этот список.
________________________________________
Подписывайтесь, впереди ещё много полезных инструментов и практик!