Предки современных междугородных автобусов – дилижансы – представляли собой конные повозки с окнами и двумя рядами сидений вдоль салона, расположенных спиной друг к другу.
По описаниям середины позапрошлого века, «Дилижанс - преогромная и превыгодная карета, в которой всяк за сходную цену может нанять себе место. Тут сидишь, как в комнате, в обществе пятнадцати или шестнадцати разного звания, разных свойств и часто разных наций людей. Монах, лекарь, офицер, дряхлый старик и молодая девушка нередко случаются тут вместе. Всякий делает, что хочет. Один читает, другой говорит, третий дремлет, четвертый смеется, пятый зевает».
В Самаре дилижансы впервые упомянуты в 22-м номере «Самарских губернских ведомостей» за 1859-й год, где сообщалось об открытии регулярного движения дилижансов по маршруту «Самара – Постников овраг». В день выполнялось три рейса туда и обратно, плата за проезд из конца в конец составляла 15 копеек.
Междугородное сообщение, по данным «Календарей Самарской губернии» началось в конце 1860-х. Контора дилижансов, имевших сообщение с Оренбургом, располагалась на Алексеевской площади (нынешней площади Революции) в гостиничном комплексе Егора Аннаева и принадлежала купцу-старообрядцу Архипу Ивановичу Безпалову. Человек был в Самаре не последний – на протяжении двадцати лет избирался гласным городской Думы, служил членом учетного комитета Самарского отделения Волжско- Камского банка и Совета Самарского Общества взаимного кредита.
Проживал в собственной городской усадьбе по улице Успенской (сейчас – Комсомольской) по соседству с домом Ивана Макке, позже ставшим Самарским Реальным училищем. В мае 1877-го года подал в городскую Управу прошение о разрешении построить «каменный в 2 этажа дом на собственном участке в 17 квартале по ул. Успенской» - и аккуратный кирпичный особняк с нынешним адресом Комсомольская, 18 был выстроен меньше чем за год.
Семиосевой главный фасад композиционно разделен, боковые части с обеих сторон акцентированы рустованными лопатками. Оконные проемы первого этажа с лучковыми перемычками оформлены рамочными наличниками с дугообразными сандриками на кронштейнах, в средней части второго этажа декорированы объединенным прямым сандриком .
Оформление окон в боковых частях второго этажа можно считать главным декоративным элементом фасада благодаря скульптурным трехъярусным сандрикам необычных волнообразных очертаний. Вертикальное членение выполнено подоконными поясками, междуэтажным карнизным поясом и подоконными фризами с декоративными нишами, завершает фасад венчающий карниз с модульонами.
Еще одним украшением усадебного ансамбля служит въездная арка, композиционно связавшая новое здание с построенным ранее по «образцовому» проекту одноэтажным «соседом» справа. Трехчастная композиция с ажурными коваными воротами в центре и калитками по обеим сторонам увенчана высоким фигурным аттиком в центре и более низкими по бокам, зубчатыми карнизами и парапетными столбиками с нишами.
Что касается семейного бизнеса Безпаловых – век дилижансов оказался недолгим, и с появлением железных дорог они ушли в историю. В каком году закрылась «Контора дилижансов купца Безпалова: от Самары до Оренбурга», точно неизвестно. Зато известно, что в списке дворовых владений и домов Самары за 1897-й год владельцем усадьбы указан уже сын и наследник Архипа Ивановича самарский купец Виктор Безпалов.
Документ содержит перечень усадебных строений: двухэтажный каменный с подвальным этажом и одноэтажный каменный дома по улице Успенской, во дворе – каменный амбар «на пять растворов», конюшня, каретник, каменная баня и каменные погребицы . Все строения использовались самим домовладельцем, общая стоимость недвижимости составляла немалые 12 тысяч рублей.
Окладные книги за 1915-1918 годы сообщают, что к этому времени в домовладении Безпаловых появился еще один каменный дом – с нынешним адресом Комсомольская, 22. Дальнейшему расширению и застройке положили конец Революция и национализация в 1918-м году, как сложилась судьба бывших владельцев - на сегодняшний день информации нет. В самом красивом здании усадьбы Безпаловых сейчас работает Учебно-методический центр по ГО и ЧС Самарской области.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете