Эта подборка поможет закрепить умения учеников различать условия постановки тире в предложениях. Можно использовать на уроках обобщающего повторения в 9 классе, а также при подготовке к ОГЭ (задание 3) и ЕГЭ (задание 21).
Предложения подобраны из повести-феерии А. Грина "Алые паруса".
Объясните постановку тире в предложениях. Заполните таблицу, указав номера предложений в нужных колонках.
1. Когда Лонгрен узнал подробности, рай показался ему немного светлее дровяного сарая, и он подумал, что огонь простой лампы — будь теперь они все вместе, втроем — был бы для ушедшей в неведомую страну женщины незаменимой отрадой.
2. Сам он тоже не посещал никого; таким образом меж ним и земляками легло холодное отчуждение, и будь работа Лонгрена — игрушки — менее независима от дел деревни, ему пришлось бы ощутительнее испытать на себе последствия таких отношений.
3. Товары и съестные припасы он закупал в городе — Меннерс не мог бы похвастаться даже коробкой спичек, купленной у него Лонгреном.
4. Стоны и шумы, завывающая пальба огромных взлетов воды и, казалось, видимая струя ветра, полосующего окрестность, — так силен был его ровный пробег, — давали измученной душе Лонгрена ту притупленность, оглушенность, которая, низводя горе к смутной печали, равна действием глубокому сну.
5. Тут появлялась и тигровая кошка, вестница кораблекрушения, и говорящая летучая рыба, не послушаться приказаний которой значило сбиться с курса, и Летучий Голландец с неистовым своим экипажем; приметы, привидения, русалки, пираты — словом, все басни, коротающие досуг моряка в штиле или излюбленном кабаке.
6. Здесь, видимо, сделав яхту, он не нашел подходящего материала на паруса, употребив что было — лоскутки алого шелка.
7. «Капитан испугался», — подумала она и побежала за уплывающей игрушкой, надеясь, что ее где-нибудь прибьет к берегу.
8. Сострой теперь Эгль гримасу или закричи что-нибудь — девочка помчалась бы прочь, заплакав и изнемогая от страха.
9. Много ведь придется в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов; издали — нарядных и белых, вблизи — рваных и наглых.
10. Сзади их, то дергая мужей за рукав, то снимая через их плечо стакан с водкой, — для себя, разумеется, — сидели рослые женщины с густыми бровями и руками круглыми, как булыжник.
11. Они ждут — тетки, вам бы не прозевать! — заморского принца, да еще под красными парусами!
12. Часть их души, занятая галереей предков, мало достойна изображения, другая часть — воображаемое продолжение галереи — начиналась маленьким Грэем, обреченным по известному, заранее составленному плану прожить жизнь и умереть так, чтобы его портрет мог быть повешен на стене без ущерба фамильной чести.
13. Чтобы с легким сердцем напиться из такой бочки и смеяться, мой мальчик, хорошо смеяться, нужно одной ногой стоять на земле, другой — на небе.
14. Там на длинном столе лежали радужные фазаны, серые утки, пестрые куры; там свиная туша с коротеньким хвостом и младенчески закрытыми глазами; там — репа, капуста, орехи, синий изюм, загорелые персики.
15. В общем, он был всепоглощенно занят бесчисленными фамильными процессами, начало которых терялось в эпохе возникновения бумажных фабрик, а конец — в смерти всех кляузников.
16. Прощай же, старший товарищ, — здесь он закрепил истинное значение этого слова жутким, как тиски, рукопожатием, — теперь я буду плавать отдельно, на собственном корабле .
17. Но улыбнуться — значило спугнуть и смутить девушку.
18. Иногда — и это продолжалось ряд дней — она даже перерождалась; физическое противостояние жизни проваливалось, как тишина в ударе смычка, и все, что она видела, чем жила, что было вокруг, становилось кружевом тайн в образе повседневности.
19. Рассеянность — облачное движение чувств — отражалось в его лице бесчувственной улыбкой лунатика.
20. Внимательно наклоняясь к морю, смотрела она на горизонт большими глазами, в которых не осталось уже ничего взрослого, — глазами ребенка.
21. В нем не было смешанных оттенков огня, лепестков мака, игры фиолетовых или лиловых намеков; не было также ни синевы, ни тени — ничего, что вызывает сомнение.
22. Никто не крикнул, не зашумел — нечто не совсем простое чувствовали матросы в отрывистых словах капитана.
23. Пантен облегченно вздохнул и повеселел — его душевная тяжесть растаяла.
24. А вот и главный хозяин нашего веселого ремесла — Фриц, барабанщик.
25. Тишина, только тишина и безлюдье — вот что нужно было ему для того, чтобы все самые слабые и спутанные голоса внутреннего мира зазвучали понятно.
26. Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.
27. Владеть этим — значит владеть всем.
28. От волнения, движения облаков и волн, блеска воды и дали девушка почти не могла уже различать, что движется: она, корабль или лодка — все двигалось, кружилось и опадало.
29. Ассоль увидела, что стоит в каюте — в комнате, которой лучше уже не может быть.
30. «Вот сколько вы забрали с декабря, — сказал торговец, — а вот посмотри, на сколько продано».
Тире между подлежащим и сказуемым: ______________________
Тире в бессоюзном сложном предложении: ______________________
Тире в неполном предложении: ______________________
Тире в предложении с прямой речью: ______________________
Тире перед обобщающим словом: ______________________
Тире при обособленном приложении: ______________________
Тире при вставной конструкции: ______________________
Файл с заданиями и ответами для распечатки можно скачать здесь.
Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК.