Найти тему
Егор Холмогоров

Эра колесниц: от Индии до Египта

Этот текст является седьмой частью "трейлера" проекта "Учебник Холмогорова". То есть краткого изложения основных тезисов и тем, на основе которых будет делаться большая книга. Трейлер удобен тем, что позволит проследить основные идеи и логику будущей книги от начала и до конца. От него не следует ждать стройности, литературной проработанности и подробностей. Это только "скелет" материала. Замечания и пожелания можно высказывать в этом телеграм-канале. Если возникает желание поддержать проект, всегда можно сделать перевод на карту: 2202205092076618.

1. На пути к цивилизации | 2. Протоцивилизации неолита | 3. Древние арии | 4. Бюрократические цивилизации Востока | 5. Переселения индоевропейцев. Лес | 6. Зачем построен Аркаим? |

Колесницы иногда называют "танками древности", но это, конечно неверно, танками были боевые слоны. До персов, оснастивших колесницы косами, они не использовались в качестве прямой ударной силы. Колесницы позволяли армиям проходить значительно большие расстояния, стремительно вступать в бой и стремительно из него выходить. Основой колесничного "экипажа" были возница и воин, оснащенный луком или метательными дротиками. Иногда к ним добавлялся щитоносец, прикрывавший их от атак врага. Благородный воин прибывал в битву на колеснице и осыпал врага стрелами и дротиками. Зачастую битва выливалась в поединки таких лучников на колесах.

Гомер в "Илиаде" так описывает колесничную битву:

"Сами вожди сово­куп­но вошли в колес­ни­цу Тидида;

Нестор немед­лен­но в руки при­ял бле­стя­щие вож­жи,

Коней стег­нул, и пред Гек­то­ром быст­ро они очу­ти­лись.

В Гек­то­ра, пря­мо летя­ще­го, дрот Дио­мед устрем­ля­ет;

И в него не попал; но его браздо­держ­ца-кле­вре­та,

Сына Фебея почтен­но­го, сме­ло­го Энио­пея,

Коней бразда­ми гоня­ще­го, в грудь пора­жа­ет у серд­ца:

В прах с колес­ни­цы он пал, и отпря­ну­ли в сто­ро­ну кони

Бур­ные; там сокру­ши­лась его и душа и могу­честь.

Гек­то­ру серд­це стес­ни­ла жесто­кая скорбь о воз­ни­це;

Но его нако­нец, невзи­рая на жалость о дру­ге,

Бро­сил и сме­ло­го окрест воз­ни­цы искал; и не дол­го

Кони нуж­да­лись в пра­ви­те­ле; ско­ро достой­ный явил­ся:

Археп­то­лем, Ифи­тид бес­страш­ный; ему он на коней

Быст­рых взой­ти пове­лел и бразды к управ­ле­нию вве­рил.

Сеча была б, совер­ши­лось бы невоз­вра­ти­мое дело,

В гра­де сво­ем заклю­чи­лись бы, слов­но как овцы, тро­яне;

Но увидел то быст­ро отец и бес­смерт­ных и смерт­ных.

Он, загре­мев­ши ужас­но, перун среб­ро­пла­мен­ный бро­сил

И на зем­лю его, пред коня­ми Тидида, поверг­нул:

Страш­ным пла­ме­нем вверх вос­па­лен­ная пых­ну­ла сера;

Кони от ужа­са, пря­нув назад, под ярмом задро­жа­ли;

Пыш­ные коней бразды убе­жа­ли из стар­це­вых дла­ней;

С серд­цем тре­пе­щу­щим он про­ве­щал к Дио­меду герою:

«Друг Дио­мед, обо­ра­чи­вай к бег­ству коней быст­ро­но­гих.

Или не чув­ст­ву­ешь ты, не тебе от Кро­нида победа!"
-2

Изобретенные ариями синташтинской и андроновской культур боевые колесницы произвели на Ближнем Востоке военную революцию, создав новые возможности для войн и формирования больших империй. При этом сами арии в своем движении в Индию и Иран не создавали государств имперского типа, да и вообще сколько-нибудь значительных политических объединений. Их продвижение в эти страны напоминало не завоевание, а медленную перекочевку, которая, конечно, не обходилось без боевых столкновений как с местными обитателями, так и друг с другом (войны велись из-за скота). Однако "разрушение индоариями хараппской цивилизации" оказалось мифом, её города пришли в упадок значительно ранее. В Иране, напротив, эламская цивилизация существовала еще много столетий после появления иранцев.

-3

По мере продвижения индоиранской общности на юг она распадалась, причем произошла не только этнокультурная и цивилизационная, но и религиозная дивергенция.

В Индии, вероятно еще на самом севере, в Пенджабе, на общей арийской основе сформировалась ведийская религия с её упором на жертвоприношения и почитание богов-девов главным из которых был воин-колесничий Индра. Постепенно образы индийских божеств приобретают всё более чувственный, «скульптурный» характер – в индийском пантеоне появляются божества местных народов. Религиозная система приобретает метафизический характер, в её центре становятся представление о законе дхармы и колесе перерождений – сансары. Трехфункциональная индоевропейская схема: брахманы-кшатрии-вайшьи дополнилась четвертой низшей варной шудр, а затем началась трансформация варн в кастовую систему «джати». Превалирование кастовой структуры общества над политической и идеологической системами станет характерной особенностью индийской цивилизации.

-4

Другими её особенностями, выработавшимися по мере освоения тропиков долины Ганга стало ослабление одной из частей арийской диады – коневодства, при сохранении роли молочного скотоводства. Из кочевых скотоводов индийцы превращаются в земледельцев-рисоводов. В военном деле вместо коня и колесницы всё большую роль приобретает боевой слон. Формируются многочисленные небольшие политические структуры – царства, правителями некоторых из которых являются представители легендарных Солнечной и Лунной династий, а также республики (ганы или сангхи) – то есть системы коллективного господства представителей высшего слоя – раджанья – над остальными подданными.

Главные герои "Бхагавадгиты" - Арджуна и его колесничий бог Кришна на поле битвы при Курукшетре
Главные герои "Бхагавадгиты" - Арджуна и его колесничий бог Кришна на поле битвы при Курукшетре

Внутри этих политических объединений и между ними разворачивались конфликты, такие как ставший основой сюжета грандиозной «Махабхараты» конфликт двух ветвей лунной династии, Пандавов и Кауравов, за власть над царством Куру. Конфликт привел к грандиозной колесничной битве на священном поле Курукшетра. Современные исследователи датируют эту битву, XIII-XII вв. до н.э., то есть она была относительно синхронна происходившей на другом конце ойкумены троянской войне. И та и другая война воспринимались потомками как окончание целой исторической эпохи великих царств и наступление новой – железного века или кали-юги.

-6

Расселение ариев по Иранскому нагорью было, видимо, еще менее драматичным. Они занимали пустующие области и ассимилировали местное население, постепенно переходя от скотоводства к земледелию, требовавшему в Иране сложной ирригационной модели.

Развитие иранской религии, авестийской, происходило в направлении прямо противоположном ведийскому. Сокращалась роль жертвоприношений и жречества, из древних богов отдавалось предпочтение не дэвам, а их противникам ахурам, не имевшим такого яркого чувственного облика, как дэвы. На первое место выдвигались этические представления о правильных поступках. Мир начинает представать как столкновение двух духовных сил, двух этосов, в котором важно занять правильную сторону. Всё это ведет авестийскую религию к оформлению в учении Заратустры.

-7

Важное значение для формирования этого дуализма имело всё более выраженное противопостояние между двумя иранскими мирами – собственно Ираном, перешедшим к земледелию, и Тураном, Средней Азией, областью обитания иранских племен, сохранивших древнеарийский кочевой образ жизни (саками, массагетами и т.д.). Если большая часть контактов индоариев с Тураном была прервана в процессе продвижения на юго-восток Индии, то Иран и Туран представляли собой единое относительно непрерывное географическое пространство и это вело к росту взаимного напряжения, которое в конечном счете привело к неудачным массагетским войнам Кира Великого и скифским войнам Дария Великого.

Продвижение арийских колесниц в зону классических древневосточных цивилизаций носило иной характер. Здесь не было массовых переселений народов, однако отчетливо ощущается влияние арийских боевых групп, военных специалистов с конями и на колесницах, которые динамизируют окружающие высокие цивилизации варварские народы и побуждают их к грабительским войнам и завоеваниям.

-8

Именно по такой модели на месте классической Вавилонии Хаммурапи возникло касситское царство, а в Северной Месопотамии – хурритское царство Митанни. Несколько рискованным, но не лишенным смысла сравнением будет сказать, что эти далекие походы небольших конно-колесничных арийских групп через высокие горы чем-то напоминают будущие походы викингов, в ходе которых тоже возникали политические структуры более сложные, чем структуры самих скандинавских обществ.

Судьбу Вавилонии изменили обитавшие на западе будущего Ирана касситы, чья этническая идентичность до конца не прояснена, но, в целом их облик и язык мало напоминает степной арийский. Однако касситы усвоили технологии использования боевых колесниц, с помощью хеттов свергли династию наследников Хаммурапи в Вавилоне и установили в XVI в. до н.э. полное господство над страной.

Оттиск касситской печати
Оттиск касситской печати

Политическая структура именовавшегося Кардуниаш нового государства была рыхлой, страна была разделена на области, управляемые касситскими «домами». При этом касситы создали в Кардуниаш-Вавилонии правильную систему налогообложения. Расцветают частная собственность на землю, долговое рабство – то есть всё то, с чем старались бороться представители шумерской политической традиции. Под властью касситов Вавилон превратился в крупнейший торгово-олигархический центр Востока.

-10

Роль ариев в формировании государства Митанни более ясна. Создавший Митанни народ хурритов, родственный урартам, в XVII в. до н.э. спустился с гор и занял области северной Месопотамии и Сирии с их значительными торговыми городами. Предводительствовали хурритами цари, имена которых носят однозначно индоевропейский (и даже уже – индоарийский) характер. Туишератта - tvesa-ratha - мощная колесница. Шаттиваса - sati vaja - добывающий трофеи. И так далее. Эти цари в своих клятвах призывают индоарийских богов – Митру, Варуну и Индру.

В соперничающим с Митанни Хеттском царстве, индоевропейской группе, отделившейся от основного потока в глубокой древности и переместившейся в Малую Азию, а потому не знавшей ни коневодства, ни колесниц, сохранился трактат по коневодству, написанный митаннийцем Киккули с использованием индоарийской лексики. Маршрут прихода индоариев в Сирию определить трудно – возможно они передвигались через север иранского нагорья на Запад, но вероятен и маршрут из южнорусских степей, через Кавказ и Закавказье на юг.

Колесничные воины-марианна. Митанни.
Колесничные воины-марианна. Митанни.

Митанни, как предполагают историки, было такой же рыхлой политической структурой, как и арийские государства Индии и Ирана, представляя собой, по всей видимости, конфедерацию общин под главенством митаннийского царя. Большую роль играло сословие колесничих – марианна – вне зависимости от того, связано ли это слово с древнеиндийским «марья» - муж, или имеет хуррито-урартскую этимологию, речь идет о той же социальной группе, которая в Индии именовалась кшатриями.

С усилением Египта Нового царства и Хеттского царства государство Митанни стало объектом их военной экспансии, однако продолжало сохранять видное место в геополитической иерархии Древнего Востока, пока в XIII в. до н.э. не было разгромлено ассирийцами.

Гиксосы. Реконструкция М. Горелика
Гиксосы. Реконструкция М. Горелика

Еще одна орда завоевателей смешенного происхождения, вооруженная арийскими военными технологиями – гиксосы в XVII в. до н.э. вторглась в Египет ослабленный смутами по завершении эпохи Среднего царства. Вооруженные колесницами и составными луками гиксосы захватили значительную часть Египта, создали свое государство со столицей в Аварисе в дельте Нила, и установили его коммуникацию с Азией, частью которой стало переселение в Египет семитского рода потомков Авраама, будущих евреев.

-13

Присутствовал ли в этом нашествии этнический индоевропейский компонент или дело ограничилось использованием арийских технологий усвоившими их соседними народами? Данных для того, чтобы надежно установить этот факт у нас нет. Но если даже индоевропейцам хеттам понадобилась помощь митаннийцев для развития коневодства, то вряд ли гиксосы быстро освоились с коневодством и строительством колесниц без внешних консультантов.

Уже в XVI веке фараоны из фиванских династий освоили оружие гиксосов и начали их изгнание. Около 1550 г. до н.э. фараон Яхмос взял Аварис и покончил с гиксосским господством.

Продвижение ариев в зону цивилизаций Древнего Востока на несколько столетий затормозило развитие централизованных бюрократических империй. Однако как только эти империи, прежде всего египетская и хеттская, а затем ассирийская освоили новые военные технологии они сумели превратить их в фактор своего геополитического превосходства.