Этот текст является шестой частью "трейлера" проекта "Учебник Холмогорова". То есть краткого изложения основных тезисов и тем, на основе которых будет делаться большая книга. Трейлер удобен тем, что позволит проследить основные идеи и логику будущей книги от начала и до конца. От него не следует ждать стройности, литературной проработанности и подробностей. Это только "скелет" материала. Замечания и пожелания можно высказывать в этом телеграм-канале. Если возникает желание поддержать проект, всегда можно сделать перевод на карту: 2202205092076618.
1. На пути к цивилизации | 2. Протоцивилизации неолита | 3. Древние арии | 4. Бюрократические цивилизации Востока | 5. Переселения индоевропейцев. Лес
Передвижение индоевропейской "арийской" общности на Восток было одной из эпичных драм истории бронзового века, породивших немало интересных феноменов, часть из которых отразились еще в древних "Ригведе" и "Авесте", а часть становится известна только в наши дни, благодаря достижениям археологии. Это передвижение стало одной из осей всемирной истории, принеся на Восток новые военные технологии и полностью изменив его этнокультурный облик, оно тем более интересно, что практически все его этапы проходили на территории исторической и современной России.
С падением неолитических культур Европы в лесную зону передвинулись отнюдь не все индоевропейцы и даже, возможно, не большинство их. Значительная часть представителей как группы R1b, наследников ямной и катакомбной культур, так и группы R1a, сформировавших в XVIII-XIII веках до н.э. срубную культуру (археологически выглядящую прямым продолжением ямной и катакомбной, хотя этногенетически это, очевидно, было невозможно) продолжала жить в степях Восточной Европы. Одним из центров срубной культуры стала долина реки Бахмут, именно там раньше всего были найдены её памятники.
В степи вернулась и часть представителей лесной культуры шнуровой керамики, фатьяновцы, к которым современные исследователи возводят абашевскую археологическую культуру. Именно в этой культуре представителей группы R1a обоснованно усматривают прямых предков "ариев" в узком смысле слова, то есть индоиранцев.
Арии жили в степях постепенно переходя к настоящему кочевому скотоводству, строительству легких боевых колесниц и осваивая кочевую металлургию. Металлургия была для степных кочевников настоящей находкой. Во-первых, она освобождала от необходимости иметь значительные запасы камня, - бронзовые вещи служили дольше, а в случае порчи - поддавались переплавке. Во-вторых, кочевники легко могли передвинуться в направлении источников сырья, прежде всего меди.
Для представителей срубной культуры характерна была эксплуатация медистых песчанников Донецкого кряжа (Бахмут) и Приуралья (Каргалы). Добыча велась не только для себя, но и на экспорт широко расходившийся по степи, а в некоторых случаях и за её пределы. В Каргалы в обмен на медь поставлялись огромные стада крупного рогатого скота. От необходимости самостоятельно заготовлять продовольствие тамошние металлурги были избавлены.
Основателями кочевой металлургии были индоевропейцы, представители афанасьевской культуры (определена гаплогруппа R1b), еще в конце IV начале III тыс. до н.э. сдвинувшиеся по евразийской степи далеко на Восток, в район Алтая, Хакассии и Западной Монголии. Афанасьевцы, возможно, положили начало народу тохар, игравшему значительную роль в Центральной Евразии.
С кочевнически-металлургическим технологическим синтезом был связан феномен Абашевско-Синташтинской культурной общности (конец III начало II тыс. до н.э.), продвигавшейся с Востока Европы через Поволжье на Урал, а затем в Южную Сибирь и Центральную Азию.
Металлургические фактории синташтинской культуры были в последние десятилетия открыты археологами на Южном Урале, где наибольшую известность приобрел Аркаим. Синташтинцы строили круглые в планировке укрепленные поселения, на которых велось интенсивное медное металлургическое производство.
Синташтинские поселения имеют все признаки централизованного планирования и высокого уровня инженерной мысли, предполагающих высокий уровень управленческой организации.
Впервые так далеко на севере возникает протогородская цивилизация, причем опирающаяся не на земледелие, а на скотоводство и металлургическую индустрию.
Погребения синташтинцев содержат богатый инвентарь, причем особым богатством и воинским убранством – захоронения с оружием и колесницами, отличались погребения тех, кто могут быть идентифицированы нами (по захоронению с ними орудий труда) как мастера – металлурги и плотники-колесничники. Захоронения с символами политической власти выглядят гораздо скромнее. Большую роль в погребальном ритуале играло жертвоприношение коня.
Именно к синташтинцам исследователи на основе археологических материалов относят изобретение колеса со спицами легкой двухколесной боевой колесницы, которая стала ведущим оружием конца бронзового века.
Мы почитаем Митру...
Он правит колесницей
С высокими колёсами,
Небесной, пролетая
Со стороны восточной
Так говорится в Яштах, одной из древнейших частей Авесты.
На таких колесницах синташтинские герои выдвигались в сражения со своими таинственными врагами, защита от которых и требовала столь укрепленных поселений.
От кого защищались арии на южном Урале? Одновременно с их движением с Запада на Восток археологами фиксируется противоположное движение с востока на запад других кочевых металлургов, загадочных представителей сейминско-турбинского транскультурного феномена (конец III нач. II тыс.). Представители этой группы передвигались с Востока, с Алтая, на Запад по таежной зоне, граничившей со степью, активно используя речные пути.
Неизвестны поселения или захоронения этой группы - только кенотафы (ложные ритуальные захоронения) и клады, а также следы столкновений с другими группами. Найдено несколько могильников с большим количеством убитых представителей абашевской культуры и следами сейминско-турбинского оружия, в частности - Пепкинское коллективное погребение.
Есть все основания говорить о сейминско-турбинском нашествии в результате которого абашевское население было разгромлено, рассеяно или, частично, инкорпорировано завоевателями. А синташтинская культура приобрела вид передовых укрепленных форпостов ежеминутно готовых к нападению.
"Визитной карточкой" сейминцо-турбинцев стала их исключительно яркая бронзовая металлургия, основанная на сплаве меди и олова (арии использовали в основном мышьяковистые бронзы). Они использовали тонкостенное литье для изготовления втульчатых копий имевших специальные крюки для стаскивания воинов-ариев с их колесниц. Особенно сильное впечатление производят кинжалы с навершиями в зверином стиле. Яркий, фантастичный облик сейминско-турбинских изделий значительно контрастирует со сдержанным, классичным обликом металлургии ариев. Зато он находит прямое продолжение в столь же замысловатой китайской металлургии бронзового века.
Одни видят в представителях этой общности финно-угров, другие тюрок, третьи – двинувшуюся в обратном направлении с Востока на Запад группу афанасьевцев-тохар. Так или иначе, движение сейминцо-турбинцев на Запад обозначено почти исключительно оставленными ими самобытными вещами и следами их расправ над другими племенами, ни имени, ни генетического материала, ни каких-то иных этнических привязок они не оставили. На Западе эти воинственные, но, видимо, немногочисленные группы растворились в местном населении, а на Востоке их наследием вероятно стала китайская бронзовая металлургия.
С прекращением нашествия сейминцо-турбинцев синташтинская культура трансформируется в андроновскую, раскинувшуюся на огромном пространстве Южной Сибири и Средней Азии от Волги до Енисея и Амударьи. Поселения андроновцев были относительно постоянными, сочетающими земледелие и скотоводство. "Наибольшую долю в стаде данных археологических памятников Верхнего Приобья имело место разведение крупного рогатого скота для получения как мяса, так и молока. Второе место в стаде занимает лошадь, по всей видимости, с мясным, молочным и транспортным направлением. И третье место в стаде андроновцев занимает мелкий рогатый скот, с преимущественно овчинно-шубным направлением разведения этого вида домашнего животного" - так характеризуется структура стад одной из северных андроновских групп. Популярная гипотеза, что у андроновцев начало преобладать отгонное скотоводство не находит сегодня подтверждения.
Сложная городская организация и фортификация синташтинских времен утрачиваются, хотя укрепление поселений с устройством специальных проездов для колесниц сохраняется.
В андроновцах основательно видят индо-иранцев ариев накануне их вторжения в Индию, Иран и на Ближний Восток. Именно их быт, судя по всему, отражен в иранской "Авесте" и индийской "Ригведе". Во всех индоиранских вторжениях исключительную роль играла боевая колесница, дававшая ариям стратегическое преимущество над противниками.
Впрочем, это преимущество не использовалось для создания великих империй. Свободолюбивые индивидуалисты арии в большинстве регионов скорее разрушали старые политические структуры, а новые структуры, созданные самими индоевропейцами, формировались довольно медленно. На первых порах наибольшую политическую выгоду от принесенного ариями военного переворота получили те древневосточные цивилизации, которые сумели быстро освоить колесницы и пустить их в дело.
В следующем тексте мы поговорим о влиянии колесниц на цивилизации Древнего Востока.