Этот текст является второй частью "трейлера" проекта "Учебник Холмогорова". То есть краткого изложения основных тезисов и тем, на основе которых будет делаться большая книга. Трейлер удобен тем, что позволит проследить основные идеи и логику будущей книги от начала и до конца. От него не следует ждать стройности, литературной проработанности и подробностей. Это только "скелет" материала. Замечания и пожелания можно высказывать в этом телеграм-канале. Если возникает желание поддержать проект, всегда можно сделать перевод на карту: 2202205092076618
Часть 1. На пути к цивилизации
Микроцивилизации неолита
Создав вокруг себя искусственный биом стало возможным поддерживать существование обширных человеческих поселений, протогородов и городов, опиравшихся на эту искусственную жизнеобеспечивающую среду. Первоначальной зоной "неолитической революции" стал район т.н. Плодородного полумесяца. Район плодородных предгорий как бы полукольцом охватывающий Междуречье Тигра и Евфрата и прилегающие к нему пустыни.
Вокруг возникших в этой зоне протогородов формируются первые ближневосточные неолитические микроцивилизации – «микро», поскольку у довольно недалеко расположенных друг от друга по нашим меркам культур вырабатываются совершенно несходные культурные и хозяйственные типы.
Иерихон – первый в истории настоящий город со стенами и башней. Чатал-Хёюк, с налипающими друг на друга строениями, погребением обмазанных глиной черепов, и культом быка и владычицы зверей. Гебекли-тепе с многочисленными скульптурами животных.
Распространение керамики, помимо обеспечения удобными емкостями для хранения и приготовления растительной пищи, в определенном смысле дисциплинирует и ограничивает культуры, в пределах которых керамические традиции схожи (что очень облегчает работу археологам).
Новые климатические потрясения, связанные с финальными стадиями ледника, - прорыв в Атлантику ледникового озера Агассис (конец VII тыс. до н.э.), приводят закату ближневосточных неолитических микроцивилизаций. Земледельческие культуры начинают через Малую Азию передвигаться в Европу, попутно осваивая молочное скотоводство, которое является настоящим переворотом в жизнеобеспечении – впервые живое существо употребляет молоко живого существа другого вида, причем делает это во взрослом возрасте, для чего нужна особая генетическая мутация, имеющаяся не у всех народов.
Разворачивается вторая фаза «неолитической революции» - революция вторичных продуктов. Теперь люди не только возделывают и переносят свой искусственный биом, но и создают вещи и отношения в принципе невозможные в естественной среде – изобретаются плуг и колесо, быки и лошади используются для пахоты и транспортировки, шерсть овец и коз для создания пряжи и шерстяной одежды, наряду с молоком употребляются творог, сыр и т.д., из винограда делается вино по образцу освоенного еще в палеолите пива из зерновых.
Земледельцы расселяются на Балканах и занимают Европу двумя потоками – вдоль Средиземного моря (культура импрессо) и по Дунаю (культура линейно-ленточной керамики). На пути они встречаются с носителями мезолитических культур и, так или иначе, происходит взаимное обогащение носителей двух жизненных стратегий – земледельцы осваиваются в лесной среде, однако искусственно меняя её выкорчевкой и выжиганием лесов.
Балканская металлургическая провинция
На Балканах начинает развиваться металлургия, формируется богатейшая Балкано-Карпатская Металлургическая Провинция (БКМП). Погребения владык племен-металлургов, похороненные в Варне (Болгария) усыпаны золотом с головы до полового члена, на который надевался специальный золотой футляр. По сути в этой зоне можно говорить о появлении протоцивилизации, к концу существования которой появляется даже протописьменность.
В это время начинает формироваться выраженная социальная стратификация, причиной которой становится не накопление излишков, которые захватывают вожди, а напротив – усиленная самоэксплуатация политически амбициозных лидеров ведет к появлению излишков и политической экономики, основанной на излишках. Члены общин, стремящиеся достичь признания соплеменниками, работают гораздо больше, чем нужно для собственного обеспечения, и создают богатства, которые пускаются на раздачи в духе распространенного у индейцев потлача.Самоэксплуатация и создаваемый ею прибавочный продукт, разительно отличались от модели поведения большинства, которое стремилось минимизировать свои трудовые усилия.
Путем такой самоэксплуатации лидеры получают доступ к власти вождей, стараются закрепить ее по наследству (с другой стороны, наследственные вожди вынуждены поддерживать свой статус раздачей богатств). Вожди монополизируют посреднический обмен с другими общинами и племенами и увеличивают свои богатства, они предводительствуют в войнах и захватывают большую добычу (которой конечно тоже делятся), теперь за них работают обращенные в рабов пленники.
Идет интенсивное взаимодействие между религиозными и политическими статусами. В одних случаях вождь становятся жрецом и мистическим центром общины, в других жрецы получают политическую власть, в третьих светская и религиозная власть сосуществуют. Но, в любом случае, наряду с охотничьими культами и культами плодородия оформляются политические культы – бог или боги определенной общины покровительствуют прежде всего ей и сплачивают её членов в единое целое. Община считает для себя необходимым служить прежде всего этим своим богам, хотя обычно признает факт существования чужих.
Рядом с БКМП, пользуясь её продукцией на территории Южной России формируется Трипольско-Кукутеньская неолитическая культура (V-III тыс. до н.э.) с огромными поселениями-городами, которые время от времени сжигаются жителями. При её посредстве осуществляется передача технологий земледелия и скотоводства жителям степей – носителям мариупольской, среднестоговской и ямной археологической культур – ранним индоевропейцам.
Продолжение: Истинные арийцы: за войну, интервенцию и царя-мертвеца