Найти в Дзене

Макс Эрнст: дадаист, сюрреалист, провидец и хулиган

Немецкий и французский художник Макс Эрнст считается значимой фигурой в искусстве XX века. В историю мировой живописи он вошел как создатель целого ряда художественных техник. В чем особенности творчества Макса Эрнста и почему этот художник так важен для искусства модернизма, вы узнаете из этой статьи.

Макс Эрнст родился в крошечном немецком городке Брюль 2 апреля 1891 года. Он был очень впечатлительным ребенком с хорошей фантазией. Многие образы произведений Эрнста родом как раз из его детства. Например, огромные пространства лесов, окружавших родной город мальчика, представлялись ему в виде страшных клеток для птиц и зверей.

Макс Эрнст. Сад, населенный химерами, 1936. Частное собрание
Макс Эрнст. Сад, населенный химерами, 1936. Частное собрание

Другие ассоциации связаны с детской трагедией будущего художника: в день рождения его младшей сестры умер любимый попугай Макса. Ребенок связал эти два события, решив, что девочка забрала жизнь птицы. С тех пор люди-птицы — любимая аллегория многих его картин.

Макс Эрнст. Птицы, Рыба Змея и Пугало, 1921. Справа: Лоплоп. Частная коллекция
Макс Эрнст. Птицы, Рыба Змея и Пугало, 1921. Справа: Лоплоп. Частная коллекция

Альтер-эго Эрнста — птица Лоплоп — проходит через все его работы в различных техниках и вариациях. Он изображал себя в различных антропоморфных формах, всегда стоя на двух ногах, а туловище, как мольберт, служило презентационной поверхностью для изображения различных мотивов. Он сочетает различные живописные техники с коллажем. Примером может служить картина «Лоплоп представляет Лоплопа» 1930 года.

Макс Эрнст. Лоплоп представляет Лоплопа, 1930. Коллекция Менила, Хьюстон, Техас
Макс Эрнст. Лоплоп представляет Лоплопа, 1930. Коллекция Менила, Хьюстон, Техас

После школы Эрнст изучал философию, психологию и историю искусств в Боннском университете, параллельно занимаясь живописью и литературой. Его необычным увлечением было творчество душевнобольных: Эрнст посещал психиатрические клиники и черпал свои будущие сюжеты в работах пациентов.

Раннее творчество Эрнста отмечено разнообразными влияниями. Так, уже в 1909 году он брал пример с Винсента Ван Гога, на него произвели впечатление Жорж Сера, Анри Матисс, Август Маке, Василий Кандинский и футуризм.

Макс Эрнст. Пейзаж с солнцем, 1909. Частная коллекция. Справа: Композиция, 1917. Частная коллекция
Макс Эрнст. Пейзаж с солнцем, 1909. Частная коллекция. Справа: Композиция, 1917. Частная коллекция

Целью стилистического взаимодействия художника был сознательный синтез различных жанров, направлений и эпох. Эрнста вдохновляли не только произведения авангарда и старых мастеров, но и народное искусство, крестьянская живопись.

В 1914 году Макс был призван на фронт. Война обернулась для юноши глубокой душевной травмой. Этот опыт внушил художнику стойкое отвращение к политике, государству и культуре, которая войну оправдывает и пропагандирует. Поэтому уже в мирное время Эрнст, совместно с художниками Иоганном Бааргельдом и Хансом Арпом, создал группу дадаистов. Это был новый мощный толчок к творчеству и возможность работать иначе.

Макс Эрнст. Китайский соловей, 1920. Коллаж, Тушь, Печать. Музей Гренобля. Справа: Дада-Гоген, 1920. Гуашь, чернила. Чикагский институт искусств
Макс Эрнст. Китайский соловей, 1920. Коллаж, Тушь, Печать. Музей Гренобля. Справа: Дада-Гоген, 1920. Гуашь, чернила. Чикагский институт искусств

Во многих работах Макс Эрнст демонстрирует свои политические взгляды, направленные против иерархии и условностей в искусстве и обществе, а также свое неприятие бессмысленной, по его мнению, войны. В отличие от футуристов, прославлявших войну с ее современными машинами, Макс Эрнст презирал военное разрушение. Его позицию поддерживали дадаисты.

Под псевдонимом Дадамакс Эрнст издавал журнал «Личинка стыда» и создавал свои первые коллажи. Вырезки из гравюр в научных изданиях, рекламных каталогов и проспектов становились сюрреалистическими образами. Сюжеты, вырванные из контекста, переносились в абсурдное окружение и неизменно заводили зрителя в тупик — любимое направление настоящего дадаиста.

Макс Эрнст. Журнал "Личинка стыда". Справа: Снежные цветы, 1929. Фонд Бейелер, Базель
Макс Эрнст. Журнал "Личинка стыда". Справа: Снежные цветы, 1929. Фонд Бейелер, Базель

Самым ярким событием группы стала выставка «Предвесенний дада» в апреле 1920 года в Кёльне — центре немецкого дадаизма. Вход через мужской туалет, обнаженная девушка, декламирующая матерные стихи, картины Эрнста с лаконичными названиями «Оригинальный движущийся рельеф. Вид из легких сорокасемилетнего курильщика», «Неслыханная угроза с воздуха»: возмущенная публика разгромила все работы, а позже под напором строгого общественного мнения галерея была закрыта.

Макс Эрнст. Женщина, старик и цветок, 1924. МоМА, Нью-Йорк
Макс Эрнст. Женщина, старик и цветок, 1924. МоМА, Нью-Йорк

Слухи об этом событии обошли Европу, и художников пригласили к себе французские коллеги. Выставка Эрнста в Париже в 1921 году стала настоящей сенсацией в мире авангарда. На волне успеха художник переехал во Францию. Там он подружился с Андре Бретоном, Жоржем Браком и Пабло Пикассо, работал с Сальвадором Дали и Луисом Бунюэлем над фильмом «Андалузский пес», писал для балетных постановок Сергея Дягилева.

Макс Эрнст. Колеблющаяся женщина, 1923. Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф. Справа: Гала Дали, 1924. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Макс Эрнст. Колеблющаяся женщина, 1923. Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф. Справа: Гала Дали, 1924. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Макс Эрнст был живописцем, рисовальщиком, скульптором и изобретателем новых художественных техник. В поисках выразительных возможностей особенно актуальным было требование сюрреализма «отказаться от правил логики, от диктата мысли без всякого контроля разума», с помощью которого можно было добиться игры мыслей, подобной игре снов и галлюцинаций.

Макст Эрнст. Двое детей, испуганных соловьем, 1924. МоМА, Нью-Йорк. Справа: Плод многолетнего опыта, 1919. Частная коллекция
Макст Эрнст. Двое детей, испуганных соловьем, 1924. МоМА, Нью-Йорк. Справа: Плод многолетнего опыта, 1919. Частная коллекция

Как и многие другие сюрреалисты, Макс Эрнст черпает художественные идеи из своих снов и фантазий, из бессознательного. Это подсознание является его движущей силой и способом выражения.

В своих работах Эрнст пытается растворить границу между миром грез и реальностью. Его картины — это абсурдные и ироничные образы, бессмысленные репрезентации с подобием реальной жизни. Работы Макса Эрнста кажутся сновидческими, наполненными мечтой и различными смешанными существами, например, фигурами людей и животных.

Макс Эрнст. Ангел очага или триумф сюрреализма, 1937. Частная коллекция
Макс Эрнст. Ангел очага или триумф сюрреализма, 1937. Частная коллекция

Со временем Макс Эрнст отказался от традиционной техники масляной живописи и стал писать в своей «спонтанной манере». Вдохновившись своего рода «автоматическим письмом»», он захотел перенести эти идеи в живопись. Он включает в картину случайно найденные предметы, используя различные техники. Среди предметов, которые Макс Эрнст использует для создания своих картин, — дерево, песок и краска.

Коллажи Макса Эрнста
Коллажи Макса Эрнста

Уже в 1919 году Макс Эрнст начал работать в технике коллажа, которая помогала ему обесценивать реальность или моделировать новые живописные миры. Макс Эрнст собирал свои коллажи из иллюстраций, которые он брал из различных романов XIX века, учебных каталогов и модных брошюр.

Фрагменты были взяты из гравюр на дереве, которые Эрнст вырезал скальпелем, добиваясь идеального результата с точными и ровными краями. Примерно в 1929/30 году художник создал свои самые известные романы-коллажи «Стоголовая/безголовая женщина» (La femme 100 têtes) и «Мечта молодой девушки, желающей вступить в кармелитский орден» (Rêve d'une petite fille qui voulut entrer au Carmel), которые являются одними из самых завораживающих и загадочных произведений сюрреализма.

Макс Эрнст. Стоголовая женщина, 1929. Справа: Мечта молодой девушки, желающей вступить в кармелитский орден, 1930.
Макс Эрнст. Стоголовая женщина, 1929. Справа: Мечта молодой девушки, желающей вступить в кармелитский орден, 1930.

В историю мировой живописи Макс Эрнст вошел как создатель целого ряда художественных техник. Признанный гений коллажа, Эрнст искал метод «спонтанного» письма, при котором содержание картины проступает из случайных сочетаний линий и красок. Так он изобрел фроттаж — перевод на бумагу текстуры какой-либо грубой, шероховатой поверхности.

Лист помещался на неотесанное дерево, паркетный пол или кусок ткани и протирался грифелем или углем. Получалось изображение естественной фактуры, которое Эрнст дорабатывал краской, превращая эти мотивы в причудливые ландшафты с формами, напоминающими переплетенные корни деревьев, вулканическую лаву или водную гладь. Такие пейзажи Макс Эрнст населял фантастическими существами, дриадами, птицами и насекомыми. Это были сцены из параллельных миров. Художник как бы заново изобретал Вселенную.

Макс Эрнст. Фроттажи из сборника «Естественная история», 1926
Макс Эрнст. Фроттажи из сборника «Естественная история», 1926

В поисках новых технических средств, позволяющих избежать прямого нанесения краски, Макс Эрнст около 1927 года разработал технику граттаж как перенос фроттажа на живопись.

Сначала художник наносил на холст несколько слоев краски друг на друга. Под подготовленную живописную поверхность Эрнст помещал предметы, например, металлические решетки, деревянные доски или шнуры, рельеф которых был виден сквозь холст. Чтобы перенести эти конструкции на картину, верхние слои краски соскабливались (французское «gratter» = «соскабливать»). Затем художник перерабатывал ставшие видимыми узоры и переосмысливал их в виде лесов, голубых раковин, птиц или окаменевших городов.

В 1935 году Макс Эрнст создал серию работ в технике граттаж «Весь город» — изображения загадочных, похожих на руины зданий, напоминающих крепости или храмы, как окаменевший город, в котором уже не различима жизнь.

Макс Эрнст. Весь город, 1935. Кунстхаус, Цюрих
Макс Эрнст. Весь город, 1935. Кунстхаус, Цюрих

Макс Эрнст применял и другие «автоматические» техники — ассамбляж, дриппинг, широко использовал заново открытую другим сюрреалистом, Оскаром Домингезом, технику декалькомании: накладывание двух только что написанных картин одну на другую для получения новых неожиданных рисунков и богатых текстур на обоих холстах.

Макс Эрнст. Леонора в утреннем свете, 1940. Частная коллекция
Макс Эрнст. Леонора в утреннем свете, 1940. Частная коллекция

Затем художник продолжает работать над сложной структурой поверхности. Эта художественная техника была разработана еще в XVIII веке и была воспринята другими художниками-сюрреалистами.

Макс Эрнст перенял эту технику в конце 1930-х годов. Она пригодилась ему в изображении загадочных теней земли, населенных жуткими лицами, фигурами и животными, скрывающимися в зарослях природы.

Макс Эрнст. Марлен, 1940/1941. Коллекция Менила, Хьюстон. Справа: Одеяние невесты, 1940. Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция
Макс Эрнст. Марлен, 1940/1941. Коллекция Менила, Хьюстон. Справа: Одеяние невесты, 1940. Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция

На картине «Одевание невесты» 1940 года изображена полуобнаженная женщина с головой птицы в красной накидке в пол. Птица слева, держащая наконечник копья, может рассматриваться как олицетворение художника, а невеста — его возлюбленной Леоноры Каррингтон.

Картина «Марлен» также была написана в 1940/41 году; изображенная на ней женщина, окруженная птицами, имеет черты Марлен Дитрих, эмигрировавшей в США в 1937 году, и в качестве сюжета, вероятно, отсылает к его собственному побегу.

Макс Эрнст начал картину «Европа после второго дождя» как кульминацию работы в этой технике во Франции в 1940 году и завершил ее в Нью-Йорке после эмиграции в 1942 году. На картине изображен пейзаж, отмеченный опустошением и смертью, а ее название наводит на мысли о материальном и духовном опустошении войны.

Макс Эрнст. Европа после дождя II, 1940-1942. Уодсворт Атенеум, Хартфорд
Макс Эрнст. Европа после дождя II, 1940-1942. Уодсворт Атенеум, Хартфорд

Примерно в 1942 году, находясь в американской эмиграции, Макс Эрнст начал разрабатывать технику осцилляции. Художник выпускал краску из баночки с отверстиями, которую он направлял по холсту колебательными движениями на длинной струне. Этот во многом неконтролируемый и к тому же полуавтоматический процесс создает на поверхности картины сетчатые композиции из кругов, линий и точек, напоминающие планетарные орбиты.

Осцилляция стала предвестником новаторской техники, которая изначально добавила еще одну грань в художественные процессы сюрреализма, но также предвосхитила «дриппинг» Джексона Поллока. В технике осцилляции Эрнст создал лишь несколько картин, например, «Запутанная планета».

Макс Эрнст. Запутанная планета, 1942. Тель-Авивский музей изобразительных искусств
Макс Эрнст. Запутанная планета, 1942. Тель-Авивский музей изобразительных искусств

Как и в живописи, при создании скульптур Макс Эрнст использовал импровизированные техники. Например, художник брал за основу предметы повседневного обихода, такие как коробки из-под яиц, кастрюли, катушки ниток и проволоки, применяя их в качестве форм и трансформируя их смысл с помощью иногда фантазийных, иногда юмористических рекомбинаций.

Его главная работа — цементная скульптура «Козерог», созданная в Седоне в 1948 году, от которой сохранились лишь фрагменты. Гипсовую модель можно увидеть в Национальной галерее в Берлине, а с 1960-х годов было сделано несколько бронзовых отливок.

Макс Эрнст. Ассистент, лягушка и черепаха, 1967. Ленбаххаус, Мюнхен
Макс Эрнст. Ассистент, лягушка и черепаха, 1967. Ленбаххаус, Мюнхен

Помимо скульптурных групп, таких как «Корпус воспитателя для школы для тунеядцев» (1967), фигурные созвездия для фонтанов в Амбуазе (1968) и Брюле (1971) подводят итог позднему скульптурному творчеству.

Неважно, в какой технике работал Макс Эрнст, все его работы — это достоверность вымышленного и сочетание несочетаемого, а основной источник вдохновения — сон, фантазия, непредсказуемая подсознательная реальность.

Будучи человеком заурядной конституции, я приложил все свое старание, чтобы сделать свою душу монстрообразной. Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в провидца. И обнаружил, что я влюбляюсь в то, что вижу, и хочу идентифицировать себя с виденным мною.

Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо!

Еще больше искусства:

• Сайт: https://artstudiolo.com/
• Telegram:
https://t.me/artstudiolo
• YouTube:
https://www.youtube.com/@artstudiolo
• RuTube:
https://rutube.ru/channel/48924131/
• Записаться на индивидуальные занятия по истории искусства:
https://forms.gle/p3YaMLRocjjZrSV66