Конечно, в девятом классе счастье… а с ним – весь мир представляется по-другому…
И в свои неполные шестнадцать Сашенька Полухина отчаянно верила: надо окончить горно-металлургический, стать инженером-строителем, чтобы проектировать и строить новые шахтные выработки… и работать рядом с инженером Анисимовым, каждый день встречаться с ним. И Андрей Михайлович обязательно увидит… он обязательно увидит, как инженер Александра Полухина умеет строить глубокие и прочные шахтные стволы…
Вот тогда и пригодится красивая и модная причёска – чтобы он увидел.
А пока сойдут привычные хвостики – Саша каждое утро собирает светлые волосы простенькими девчоночьими заколками.
Вот таким представлялось девчонке счастье: чтоб видеть его каждый день… вместе с ним строить шахтные стволы… и – чтобы он заметил, что Саша красивая…
Откуда ж было знать девятикласснице, что придёт время… и видеть его понадобится не только каждый день… а и каждую ночь… Откуда ей знать, как отзовётся в сердце боль, когда он по вечерам будет торопиться домой, к жене… Откуда знать девчонке про ночи без сна, – когда будет вспоминать его красивые сильные руки и в простом желании до зорюшки метаться в постели…
Колючие Янины насмешки Саша старалась не замечать. Но всё же приходилось скрывать обиду – от слов про немодные юбки и блузки, про туфли без каблуков, как у школьницы… и про старую деву.
Потом, когда собирали в поле картошку, и Игорь Воеводин вдруг забрал у неё полные вёдра, а вечером пригласил танцевать, Саше захотелось, чтоб это увидели Яна и девчонки… и узнали, что она понравилась самому красивому парню.
Саша вспомнила, что в школе любила танцевать.
И ей понравилось танцевать с Игорем…
И пройтись с ним в степь она согласилась – пусть знают девчонки!..
А Игорь полез целоваться…
Саша оттолкнула его.
И вспыхнула – не только от нахальства Воеводина…
Впервые подумала, как бы это случилось… с Андреем Михайловичем.
И впервые захлестнула девчонку полынная горечь – оттого, что не её целует горный инженер Анисимов, а свою жену.
Андрей Михайлович целует свою Марину…
А Саше показалось немыслимым – с другим целоваться.
Игорь насмешливо говорил какие-то обидные слова – про нецелованную… и про то, что в горно-металлургический девушки поступают, чтоб жениха найти…
Может, и так.
Девчонки с экономического одна за другой выходят замуж.
Галка Муравина успела родить мальчишек-двойняшек.
У Саши в неосознанной тайне мелькнуло: какое счастье – родить двойняшек…
Родить ему, горному инженеру Анисимову.
Девятикласснице было легче: просто хотелось нравиться ему. И – вместе с ним работать на шахте.
А теперь надо сжать виски ладонями, прикрыть глаза… и строго-настрого приказать себе не думать, как бы это было: целоваться с Андреем Михайловичем… и родить от него двойняшек.
У инженера Анисимова есть жена.
И он целует её… и ребёночек, значит, родится.
А в Верхнелуганском рассказывали, что жена у Анисимова капризная и своенравная…
Александра услышала, как соседка, Ольга Фёдоровна, говорит матери:
- Вот и правильно!..
- Что правильно, Оль? – не поняла мать.
- То и правильно, Аня! Раз повезло девке – за такого замуж выйти… что без памяти любит её, - пусть командует мужем! Пусть капризничает – в своё удовольствие!
- Так счастье, Оля, не только в том, чтоб муж тебя без памяти любил. Для счастья и самой любить надо.
- Если он вечером домой идёт с цветами… а Мариночка его каждый месяц выбирает в магазине новые серьги или колечко – заметь, Ань, к новому платью, – то не так уж и обязательно самой любить.
- Не первый год после свадьбы… А рожать не хочет Марина.
-И правильно делает! Успеется! Такую жизнь, как у неё, разве что полная дура захочет променять на пелёнки и бессонные ночи… Анисимов Мариночку свою, считай, каждый выходной возит на Азовское море… на шахтёрскую базу отдыха. А родится ребёнок – жизнь привольная и закончится.
- Замуж-то зачем выходила…
- Так за этим и выходила! Чтоб муж любил да берёг! Одним словом, – повезло девке! Не каждой так везёт! На себя посмотри… на меня. На других наших баб. На свадьбе побывали принцессами, а потом… – Ольга Фёдоровна с сожалением махнула рукой, – у всех всё одинаково: бесконечно – стрика-уборка-готовка… детсад, двойки в школе… да ещё и хулиганит, как мой младший – вот опять классная в школу вызывает. И что мы с тобой видели, Ань?.. Что мы знаем?.. Только и счастья – раз в год полистать альбом со свадебными фотографиями. А мало такого случается, Ань… Мало такого, когда после родов женщина про саму себя забывает. И про красоту свою забывает – где ж время взять, чтоб красивой быть… И разве ж один кобель такой... что другую находил себе – помоложе да покрасивее!.. И инженер Анисимов – не исключение. Такой же мужик, как все. Пока Маринка с причёской модной да с маникюром – хороша и желанна. А родит… да наденет халат домашний, да в спешке не причешется день-другой – вмиг надоест мужу.
Мать покачала головой:
-Не все мужики такие. Вот твой да мой не нашли себе других – покрасивее да помоложе. А мы с тобой когда модную причёску и маникюр делаем? На День Шахтёра. В остальное время мужья и без причёсок нас любят.
Ольга Фёдоровна горделиво подбоченилась:
-Попробовал бы мой Володька хоть шаг сделать влево!
-Да и Андрей Михайлович не похож на такого, как ты говоришь. Он парень простой, из шахтёрской семьи. Алексей мой говорил недавно: у Анисимовых с деда-прапрадеда все на «Белоглинской» работали.
- Я ж и говорю: повезло Маринке с таким парнем. А что капризничает она… Цену себе знает. Муж любить крепче будет.
Саша затаила дыхание: капризничает?..
Слова Ольги Фёдоровны казались непонятными.
Как можно капризничать, когда он рядом…
…Можно.
Андрей часто говорил о ребёнке… о том, что батя с матерью ждут внука. Марина холодно пожимала плечами:
- Ждут?.. А они знают, сколько с ребёнком забот?
Андрей обнимал жену, застенчиво улыбался:
- Думаю, знают. Нас, троих пацанов, вырастили.
- Вырастили?.. Да вы сами по себе росли, как бурьян в степи. Вырастили!.. А институт только ты окончил. Валерка с Толиком из армии вернулись и в забой работать пошли.
- Валерка с Анатолием шахтёры. Потому и пошли в забой.
- Андрей! Я тебе ещё перед свадьбой говорила! Ладно, – твои родители! Но ты же должен понимать! Ребёнку нужны достойные условия!
- У нас хорошая квартира, Мариш. И зарабатываю я нормально. Что ж мы, – ребёнка не вырастим? – Целовал жену: – Хоть троих роди – справимся!
- Я тебе ещё перед свадьбой говорила! О троих нет и речи! Я не собираюсь становиться нянькой в детском доме! Говоришь, – справимся!.. Ну, да… Хлеба с супом на всех хватит. Я о другом, Андрей. Помнишь, – мы говорили с тобой… Как можно воспитывать ребёнка, если в твоём Верхнелуганском даже музыкальной школы нет! Кого ты хочешь воспитать? Шахтёра?.. А я хочу, чтоб мой ребёнок занимался музыкой! И – дополнительно – английским языком! Я хочу, чтоб у ребёнка было достойное будущее! Мы же говорили с тобой! Вот переведут тебя в Управление, – даром, что ли, ты институт с красным дипломом окончил! – переберёмся в город, тогда и подумаем о ребёнке.
Марина расплакалась, когда узнала о неожиданной беременности.
Несколько дней не разговаривала с мужем.
Потом вскинула глаза:
- Это ты специально. Мне назло. Папе с мамой захотел угодить? А обо мне подумал?
Продолжение следует…
Начало Часть 2 Часть 3 Часть 5 Часть 6
Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11