Крупнейший аэропорт Лондона и Великобритании Heathrow постепенно возобновляет работу. Деятельность одного из самых загруженных в мире авиаузлов была нарушена из-за пожара на подстанции, которая обеспечивает аэропорт электричеством.
Ранее сообщалось, что Heathrow Airport будет закрыт в течение всего дня в пятницу, но экстренные службы сработали эффективнее, чем ожидалось. В пятницу вечером разрешение на вылет получили 8 самолетов — все выполняли дальнемагистральные рейсы.
Первые самолеты начали прибывать в Heathrow в 04:45 субботы. Вместе с тем 9 рейсов, которые должны были прибыть в субботу утром, отменены. Ожидается, что три ближайших рейса — Tap Air в Лиссабон, Austrian Airways в Вену и Swiss Airlines в Цюрих — вылетят вовремя. По данным Heathrow Airport отменен только один из первых 20 рейсов дня, запланированных к вылету — Turkish Airlines в Стамбул в 06:35.
По оценке British Airways, в субботу улетят 85% запланированных рейсов, но с задержками. Причина пожара пока неизвестна, к расследованию подключились контртеррористические службы.
Международная ассоциация грузовых авиаперевозчиков раскритиковала руководство Heathrow Airport за то, что у него не оказалось запасного рабочего плана на случай экстренной ситуации.
В заявлении компании National Grid, занимавшейся устранением последствий пожара, говорится, что была произведена перенастройка сети от пострадавшей подстанции, что позволило восстановить подачу электричества, в том числе и в Heathrow Airport. Последний раз аэропорт полностью закрывался в 2010 году — из-за извержения исландского вулкана Эйяфьятлайокудль, который выбросил огромный столб пепла в атмосферу на многие километры.
Как развивались события
Аэропорт закрыли в ночь на пятницу в связи с пожаром на электроподстанции, питающей аэропорт. В результате пожара в районе Хейс на западе Лондона тысячи домов остались без электричества, около 200 человек были эвакуированы. Около 9:00 пожарная служба Лондона сообщила, что пожар на электроподстанции в Хейсе удалось взять «под контроль». В тушении огня принимают участие 70 пожарных. Также в сообщении пожарной службы говорится, что на подстанции загорелся трансформатор.
В 14:30 агентство PA сообщило, что электричество снова есть в четвертом терминале: свет есть и на многоэтажной парковке, и в самом здании.
Несмотря на то, что подачу электроэнергии удалось полностью восстановить суббота 22 марта была для аэропорта довольно «далеким от нормального дня», сказал Саймон Колдер, известный журналист, специализирующийся на темах, связанных с туризмом. Проблемы, вызванные пожаром на подстанции и отключением электричества, по его словам, могут наблюдаться еще неделю.
«В итоге это наносит огромный ущерб Великобритании — как в экономическом, так и в репутационном плане, а также создает множество проблем для людей», — говорит он.
Заместитель комиссара лондонской пожарной службы Джонатан Смит на пресс-конференции вчера утром рассказал, что пожар охватил трансформатор, в котором находилось 25 тысяч литров охлаждающего масла — оно практически полностью выгорело. Оставшиеся 10% продолжают гореть, отметил представитель спасательной службы.
Трансформаторные подстанции предназначены для преобразования электрической энергии — повышения или понижения напряжения в сети, что необходимо для транспортировки электроэнергии на большие расстояния. Основным элементом подстанции является силовой трансформатор, который как раз осуществляет преобразование электроэнергии.
Ничто не указывает на теракт
ВВС News стало известно, что в расследовании пожара на подстанции будет участвовать контртеррористическое подразделение лондонской полиции.
Участие этого подразделения не означает, что есть данные, свидетельствующие, что это мог быть теракт, подчеркивает корреспондент ВВС News Дэниэл Сэндфорд. Участие таких специалистов необходимо для того, чтобы на ранних этапах расследования исключить версию теракта или диверсии, если нет никаких данных в их пользу.
Heathrow Airport — крупнейший в Лондоне и последние несколько лет остается самым загруженным в Европе. Из-за пожара десятки авиакомпаний вынуждены были отменить свои рейсы в Лондон и из него.
Об отмене рейсов сообщили, среди многих других, британские Virgin Atlantic и British Airways, ирландская Aer Lingus, американская United Airlines, индийская Air India и гонконгская Cathay Pacific. Всего, по оценкам Reuters, затронуты почти 700 рейсов шестидесяти авиакомпаний.
Рейсы, которые уже успели отправиться в Heathrow Airport, либо вернулись в аэропорты вылета, либо перенаправлены на другие аэродромы. По данным FlightRadar на 12:00 по Гринвичу, 7 рейсов было перенаправлено в Амстердам, по 6 — в Париж, Шаннон, Франкфурт, Вашингтон, а также в лондонский Gatwick Airport.
British Airways заявила, что временное закрытие аэропорта приведет к значительным изменениям расписаний полетов по всему миру. Авиаперевозчик сообщил, что делает все возможное, чтобы предоставить пассажирам, у которых вылет запланирован на ближайший день, другие варианты перелета.
Неготовность к чрезвычайной ситуации?
«Пока пожарные бригады борются с последствиями пожара у нас нет ясности относительно того, когда электроснабжение может быть восстановлено в полной мере», — сказал представитель аэропорта.
Поскольку Heathrow Airport чрезвычайно загруженный и очень важный для международных пассажирских и грузовых перевозок, возникает вопрос, а есть ли у аэропорта надежная резервная система энергообеспечения, отмечает корреспондент BBC News Майкл Рейс.
Эксперт по авиации Джон Стрикленд сказал, что у Heathrow Airport есть система резервного питания, но только для ключевых систем аэропорта. Кроме того, переключение на резервную систему питания происходит не мгновенно - для этого требуется время.
Как поясняет Майкл Рейс, после переключения на резервную систему питания аэропорт не может сразу же продолжить работу — необходимо провести проверку многих систем, чтобы убедиться в их стабильной и правильной работе.
Генеральный директор IATA - Международной ассоциации воздушного транспорта Уилли Уолш, тем не менее, раскритиковал администрацию аэропорта, отметив, что не понимает, как такой важный для Европы и мира объект инфраструктуры может до такой степени зависеть от одного источника питания.
«Еще один случай, когда Heathrow Airport подводит и путешественников, и авиакомпании», — говорится в заявлении IATA.
Уилли Уолш, в прошлом пилот, а затем руководитель компании IAG, владеющей British Airways, отметил, что считает несправедливым, когда в подобной ситуации потери несут авиакомпании, на которые ложатся расходы на размещение и новые билеты для пассажиров рейсов, отмененных не по вине перевозчиков.
Аэропорт не согласился с критикой со стороны IATA, отметив, что резервные источники электроэнергии рассчитаны прежде всего на обеспечение безопасности.
«У нас в Heathrow Airport есть разные источники энергии. Когда работа одного из источников питания нарушена, включается дизель-генераторы — и обеспечивается бесперебойная подача электричества. И все они работали как надо. Система резервных источников питания — это система безопасности, которая позволяет осуществлять посадку самолетов и с соблюдением правил безопасности позволяет эвакуировать пассажиров, однако она не рассчитана на то, чтобы поддерживать работу аэропорта в полном объеме», — цитирует заявление руководства аэропорта агентство PA.
Руководство Heathrow Airport подчеркивает, что у аэропорта есть возможность перераспределять резервную энергию, однако это сложный процесс и занимает он определенное время.
«Будучи самым загруженным аэропортом в Европе, Heathrow Airport потребляет электроэнергии столько же, сколько маленький город. Поэтому невозможно обеспечить такой резерв электроэнергии, который бы позволил аэропорту продолжить безопасно осуществлять все операции», — подчеркивается в заявлении Heathrow.
В результате пожара в районе Хейс на западе Лондона тысячи домов остались без электричества, около 200 человек были эвакуированы. Как сообщила одна из энергетических компаний, около 16 тысяч домов лишились электроснабжения в результате масштабного сбоя, вызванного пожаром. «Мы знаем о масштабном отключении электричества, затронувшем многих наших клиентов», — сказали в компании.
В LFB - Лондонской пожарной бригаде сообщили, что получили сотни звонков о пожаре, который вспыхнул поздно вечером в четверг. «Это значительный инцидент, и наши пожарные неустанно работают в сложных условиях, чтобы как можно быстрее взять огонь под контроль», — сказал помощник комиссара LFB Пэт Гоулборн.
Как интерпретировать участие контртеррористической полиции?
Возгорание подстанции близ Heathrow Airport оказало разрушительное воздействие на один из ключевых объектов инфраструктуры Великобритании — такого эффекта хотели бы, вероятно, добиться террористические группы или враждебные государства.
Сейчас все выглядит так, как будто это была техническая неисправность, но что если это было сделано специально? Эту вероятность необходимо исключить в срочном порядке.
Вот почему контртеррористическая полиция будет участвовать в расследовании причин пожара. У ее сотрудников есть необходимые знания и экспертиза, что им дает возможность найти данные, свидетельствующие о взрыве или другом преднамеренном действии.
Если версия о преднамеренном вмешательстве будет исключена, то тогда становиться актуальным другой вопрос, требующий немедленного решения: а сколько еще ключевых объектов инфраструктуры Великобритании не имеют резервной системы электроснабжения?
Источник: Reuters
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Благодарим за поддержку нашего партнера Телеграм-канал Inside Avia
Читайте еще на канале