Читая повести и рассказы Виктории Токаревой, я не перестаю задаваться вопросом: какую цель преследует автор, наделяя своих героев таким мировоззрением, такой судьбой. Я снова и снова пытаюсь понять автора, усмотреть за копанием в судьбах знаменитостей какую-то идею, светлую мысль. Оказалось, я просто не туда смотрю. Прочитав «Римские каникулы», один из ранних сборников автора, я наконец поняла, за что могут так любить В. Токареву многочисленные читательницы.
«Римские каникулы», как следует из названия, содержат в себе истории о курортных романах или просто супружеских изменах, для которых и курорта не нужно. Герои ищут новую любовь, потому что та, что есть, приелась, наскучила, всю душу вымотала. В борьбе с бытом и однообразными буднями, отчаявшиеся и уставшие, герои, как правило женщины, прибегаю к одному средству – влюбиться, пусть ненадолго, но сильно (повесть «Пять фигур на постаменте»). Мужчины изменяют просто потому что. Что примечательно, большинство потом возвращается к опостылевшему им беличьему колесу. Хотелось бы усмотреть в этом авторскую убежденность в том, что измена не выход, что нужно чинить старую любовь, а не искать новую, поновее да посвежее.
Но, признаюсь, у меня возникало ощущение, что автор на стороне тех, кто изменяет, оправдывает их, подыскивает объяснение их поступкам. На стороне верных правды нет. С этим девизом идут по жизни герои сборника "Римские каникулы". Особенно ярко эта идея прослеживается в рассказе "Инфузория-туфелька". Если на страницах книги появилась героиня, которая любит дом, семью, мужа, значит, муж ей изменяет. Если дом и муж ей наскучили, значит, изменит она. По этой незамысловатой схеме строятся сюжеты всего сборника. И, только рассмотрев её, я поняла, в чем обаяние книг В. Токаревой.
Она пишет о понятном, о том, что каждый испытал или видел, как это проживает близкий человек: об умении и неумении устроиться в жизни, о несправедливости, по законам которой раздаются жизненные блага, о людях, хватких и заурядных, о правильных и нищий и бойких и успешных. Любопытно, что ни единожды я встречала в её произведениях такую пару: пробивная подруга, которая берет от жизни все и живет счастливо, и правильная главная героиня, живущая свою скучную жизнь «на зарплату» с одним и тем же мужем (повесть «Первая попытка»). Я не скажу, что В. Токарева рисует жизнь такой, как она есть, но она преподносит её такой, какой её воспринимает обыватель. Всем нам нравится видеть, что герои похожи на нас, высказывают наши мысли, обеспокоены нашими переживаниями. И если я права, и читатели, яростно встающие на защиту автора в комментариях к отзывам о её книгах, действительно видят мир так, мне становится грустно.
Сборник был опубликован в 1992 году, что объясняет некоторый политический подтекст практически всех вошедших в него повестей и рассказов. В каждом рассказе без исключения то и дело я натыкалась на шпильки в адрес нашей страны, условий жизни, правил и принципов, причем не периода девяностых, а советской действительности. Живем не так, бедны и дики, ограничены и принижены. Даже конверты, и те подписываем не так:
«А на наших конвертах все наоборот. Страна – в начале, человек – в конце. Людей много, а страна одна».
Казалось, автору стыдно за капиталистически непросвещенных граждан бывшего СССР как за неотёсанных деревенских родственников, впервые попавших в столицу («Сентиментальное путешествие»).
Если говорить о сугубо личных впечатлениях, то мне очень понравился автобиографический рассказ «Римские каникулы», в котором В. Токарева описывает свою поездку в Италию и общение с Федерико Феллини. Забавно-трагические приключения по добыче билетов, душевное общение с великим режиссером, добрые попытки понять его – автор открылась мне с новой стороны. Повесть «Паша и Павлуша» произвела на меня приятное впечатление образом главного героя Паши: добрый, преданный своему делу, умеющий сочувствовать и отстаивать свою точку зрения. О таких героях, такие истории мне хотелось бы читать, но, к сожалению, из всего, что я прочла у автора, подобные произведения можно по пальцам пересчитать.
Для меня знакомство с очередным сборником произведений В. Токаревой – это всегда чтение-исследование, практически как с романами Дж. Франзена, М. Кундеры или О. Хаксли (см. отзыв). Я читаю их не ради удовольствия от процесса, а чтобы понять для себя что-то об этих авторах, их текстах, составить личное мнение о них. Оно может совпадать, как в случае с романами Дж. Франзена (см. отзыв), или не совпадать, как в случае с произведениями В. Токаревой и М. Кундеры (см. отзыв), с мнением большинства, но для того и существуют книги, чтобы думать над ними, спорить о них. С автором не обязательно соглашаться, с ним нужно вести диалог. И разговор, который произошел у меня с автором через сборник «Римские каникулы» меня вполне устроил и даже доставил некоторое удовольствие.
Читаете ли вы какие-нибудь книги не для удовольствия, а для расширения читательского кругозора?
Читайте и другие отзывы: