Найти в Дзене
Ульяна и книжный шкаф

О вкусах не спорят

В очередной раз захотелось поговорить с вами о праве человека, читателя и автора на свое мнение. Поводом опять послужили комментарии, на этот раз к отзыву о романе Элизабет Гаскелл "Север и юг". И в школе на уроках литературы, и в аудиториях филологического факультета нам говорили: любая точка зрения имеет место быть, если ты можешь её доказать текстом. О наивные литературоведы, мы вышли в мир, полагая, что в нем работают те же законы. Но оказалось, что одновременно с ними есть еще одна закономерность. Что бы ты ни сказал, найдется тот, кто, глянув высокомерно со своей кочки, вынесет вердикт: ты профан, болван, ничего в литературе не понимаешь и вообще пошел бы лучше романы Э. Золя почитал. К слову, "Тереза Ракен" - спонсор моих страшных снов на третьем курсе. Я спать еще недели две не могла после прочтения этого романа. Но разве любовь к Л.Н. Толстому, а не Ф.М. Достоевскому, Д. Рубиной, а не В. Токаревой и далее по списку делает кого-то менее начитанным человеком, а его мнение менее

В очередной раз захотелось поговорить с вами о праве человека, читателя и автора на свое мнение. Поводом опять послужили комментарии, на этот раз к отзыву о романе Элизабет Гаскелл "Север и юг".

И в школе на уроках литературы, и в аудиториях филологического факультета нам говорили: любая точка зрения имеет место быть, если ты можешь её доказать текстом. О наивные литературоведы, мы вышли в мир, полагая, что в нем работают те же законы. Но оказалось, что одновременно с ними есть еще одна закономерность. Что бы ты ни сказал, найдется тот, кто, глянув высокомерно со своей кочки, вынесет вердикт: ты профан, болван, ничего в литературе не понимаешь и вообще пошел бы лучше романы Э. Золя почитал. К слову, "Тереза Ракен" - спонсор моих страшных снов на третьем курсе. Я спать еще недели две не могла после прочтения этого романа. Но разве любовь к Л.Н. Толстому, а не Ф.М. Достоевскому, Д. Рубиной, а не В. Токаревой и далее по списку делает кого-то менее начитанным человеком, а его мнение менее интересным и ценным?

К вопросу о Л.Н. Толстом. Благодаря комментариям к отзыву о "Войне и мире" я узнала, что он, оказывается, тоже не имеет права на свое мнение. Почему? Потому что человек, чья жена была несчастна (откуда нам это достоверно знать, и была ли она несчастна на протяжении всего их брака?), не может рассуждать о счастливой семейной жизни. Возможно, не может, но ведь рассуждает и в "Анне Карениной", и в "Войне и мире". А мы, как и множество людей до нас, любим и читаем эти романы. Семья Левина и Кити вызывает лично у меня ощущение теплоты и надежности. И какая разница, каким семьянином был автор, если он создал глубокие, добрые произведения, расставляющие правильные жизненные ориентиры?

И вот мы подходим к самому интересному вопросу: имеет ли право автор говорить о том, что не прожил сам? Имеет ли право автор книжного блога высказывать свое личное мнение, не претендуя на истину в последней инстанции? Что есть художественное произведение как ни отражение авторского мировоззрения? Что есть отзыв и рецензия на роман как ни взгляд на него одного конкретного человека со своим опытом, жизненной философией и литературными вкусами? Предчувствуя, что найдутся люди, решившие, будто я ставлю себя и подобных мне маленьких блогеров на одну ступень с великим писателем (такие мысли тоже высказывались под одним из отзывов), скажу, что в жизни действуют одни и те же закономерности, что для рядовых читателей, что для мэтров. Ибо все мы люди, все мы человеки.

Я хочу, чтобы все мы помнили: когда Ф.М. Достоевский писал "Идиота" и "Братьев Карамазовых", когда Р. Валиулин писал "Состояние Питер", когда Э. Бёрджес писал "Заводной апельсин", они высказывали лишь свою точку зрения, рисовали лишь свое видение реальности. И мы это понимаем. Не обвиним же мы Р. Валиулина в том, что он пытается всех нас заставить так же, как и его герои, думать только физической стороне любви? Нет, мы прекрасно осознаем, что это его взгляд на мир, он имеет место быть, нам было интересно с ним познакомиться, но спасибо, к себе применять не будем. Почему бы так же не отнестись к мыслям журналистов, блогеров, того же многострадального Л.Н. Толстого?

Мне приятно читать комментарии других читателей, которые увидели в прочитанном мной произведении больше, чем увидела я, которые могут объяснить, почему им понравился роман, который не понравился мне, которые, аргументируя текстом, доказывают свою точку зрения. Но если, высказываясь, мы пытаемся втоптать собеседника или писателя в грязь, чтобы казаться повыше да почище, то точно ли мы говорим о прочитанном тексте?

Буду рада узнать в комментариях ваше мнение о затронутых в статье вопросах.

Читайте и другие статьи и отзывы:

Отзывы (русская литература) | Ульяна и книжный шкаф | Дзен
Статьи | Ульяна и книжный шкаф | Дзен
Книги для детей и подростков | Ульяна и книжный шкаф | Дзен