Найти в Дзене

«Икарус» в огне"

Как 45 лет назад в Минске сгорел автобус с пассажирами

3 марта 1980 года в белорусской столице произошла одна из самых шокирующих трагедий в истории отечественного транспорта: пожар в городском автобусе утром унес жизни 23 человек. Тогдашние газеты замолчали эту трагедию, поэтому информацию о ней сегодня приходится собирать буквально по крупицам.

Запорожская площадь в наши дни Homoatrox
Запорожская площадь в наши дни Homoatrox

Стажер и стартер

Был понедельник. Несмотря на весенний день, еще стоял мороз, шел небольшой снег, вдоль тротуаров белели сугробы. Городской «Икарус-260» двигался по маршруту № 62, в его салоне было около трех десятков пассажиров. Метро в Минске еще не построили – для жителей спальных районов автобусы и троллейбусы были едва ли не единственной возможностью добраться до центра или к месту работы.

Автобус «Икарус-260» «Старый Трамвай»
Автобус «Икарус-260» «Старый Трамвай»

Около 11.00 автобус подъехал к большой кольцевой развязке близ Ботанического сада, соединяющей улицы Запорожскую, Столетова, Филимонова (в то время – улица Металлистов) и имеющей среди минчан неофициальное название Запорожская площадь. За рулем «Икаруса» сидел неопытный стажер. Возле развязки он вынужден был остановиться – на пути его следования опрокинулась цистерна бензовоза ЗИЛ-130.

Люк цистерны был закреплен болтами не с двух, как предписывала инструкция, а только с одной стороны, и из накренившейся емкости на асфальт хлынул бензин. Водитель выскочил из кабины и попытался закрыть люк, упершись в него спиной, но поток был столь мощным, что мужчина лишь промок и отошел в сторону. При этом он допустил еще одну ошибку – не обозначил место аварии знаком аварийной остановки и отправился искать телефон, чтобы доложить о случившемся своему начальству.

Видя, как из бака хлещет бензин, авто-

владельцы начали спешно разворачиваться. Водитель же «Икаруса», остановившись прямо в луже, открыл две двери для выхода пассажиров. Те, кто успел выйти, оказались по щиколотку в бензине, но не спешили отходить от автобуса, полагая, что движение скоро возобновится. Некоторые и вовсе предпочли остаться в салоне. Остальным дорогу к выходу перегородила женщина, зацепившаяся сумкой за поручень. Люди терпеливо ждали, когда она ее отцепит.

В этот момент к развязке подъехал «Москвич» медицинской службы – такие в те годы использовались для доставки медработников на дом. Пытаясь объехать толпу людей, его водитель заметил, что оказался в луже бензина, и резко дал по тормозам, из-за чего машина заглохла. Недолго думая, он попытался завести ее и повернул ключ в замке зажигания. Этого хватило, чтобы искра, вылетевшая из стартера, воспламенила вытекший бензин.

«Москвич-21401» медицинской службы Фото «Автомобили СССР, России и мира»
«Москвич-21401» медицинской службы Фото «Автомобили СССР, России и мира»

Самому «Москвичу» и его шоферу повезло – они успели выскочить из опасной зоны. «Икарус» же мгновенно охватило пламя. Его водитель тоже попытался выехать из огня, однако двигатель заглох. Находящиеся в автобусе люди заметались в панике, а те, кто был снаружи, ничем не могли им помочь – огонь не давал приблизиться к автобусу.

Спустя четверть века одна из немногих оставшихся в живых рассказала журналистам sb.by, как все происходило: «Хлопок – будто ударили книгой по столу, и стена огня выросла вокруг автобуса. Сначала все оторопели. Потом люди повскакивали со своих мест и стали кричать, чтобы водитель открыл двери. Я сняла с ноги сапог и начала бить им по заднему стеклу, но безрезультатно. Через какое-то время водитель открыл заднюю дверь, и некоторые люди стали выпрыгивать… Я прыгнула на что-то мягкое, как оказалось, на лежащую в огне женщину… И потом уже ничего не помню».

Урок на годы

На место происшествия выехали четыре пожарные машины. Прибыли они буквально в течение нескольких минут, но работы для них уже не было. Как позже вспоминал один из пожарных, «огонь потушили за 15 секунд, хотя тушить, собственно, было нечего: кроме человеческих тел, в автобусе ничего не горело».

Жертвами трагедии, по официальным данным, стали 23 человека, включая водителя автобуса, который скончался в больнице от ожогов. Еще девяти пассажирам удалось спастись. Ни городские, ни республиканские власти не объявили траура по погибшим – напротив, сделали все, чтобы народ не узнал о трагедии. О страшных событиях того понедельника белорусы услышали из сообщений зарубежных радиостанций, а также благодаря быстро расходившимся по стране слухам: люди рассказывали друг другу, как пассажиры автобуса № 62 в панике метались по горящему салону, как отец, спасая свою дочку, передал ее кому-то из окна, а сам сгорел, как школьники выпали из передней двери прямо в огонь. Достоверность этих историй сегодня проверить трудно, но картина случившегося действительно была чудовищной, шокировавшей даже видавших виды огнеборцев.

Государство взяло на себя расходы по организации похорон погибших. Тем, кто выжил и нуждался в улучшении жилищных условий, были предоставлены квартиры и выплачена компенсация в размере 3 тыс. рублей (для сравнения: средняя зарплата тогда составляла 168,9 рубля, а автомобиль «Запорожец» стоил около 3,5 тыс.).

Виновниками трагедии были признаны водители бензовоза и автомобиля «Москвич». Они были приговорены к 12 и 5 годам лишения свободы соответственно. Через полтора года после освобождения водитель бензовоза умер.

Чтобы предотвратить повторение таких инцидентов, минские власти решили ограничить движение бензовозов по территории столицы, а также закрыть ряд АЗС, расположенных в непосредственной близости от жилых районов.

Пожарные, тушившие огонь, позже говорили, что трагедии можно было бы избежать, если бы водитель автобуса не въехал в бензиновую лужу, а свернул на пешеходную зону и сразу открыл все двери. А также если бы водитель «Москвича», трезво оценив обстановку, просто покинул свой автомобиль, не пытаясь его спасти.

С тех пор автобусы в Беларуси горели еще не раз. Даже в последние годы подобных случаев было несколько. Так, в октябре 2022-го дотла выгорел автобус под Барановичами. В апреле 2023-го сгорел пассажирский автобус в Червенском районе, а в декабре того же года – в Дрибинском.

19 мая 2024 года на столичном проспекте Машерова загорелся городской МАЗ-203. Но все же уроки трагедии, случившейся на Запорожской площади в марте 1980-го, были усвоены, и сегодня подобные происшествия в большинстве своем обходятся без жертв.

Последствия пожара на столичном проспекте Машерова mchs112.by
Последствия пожара на столичном проспекте Машерова mchs112.by

Леонард КАПЛЕНКО