На севере индийского штата Карнатака, в 350 км от шумного Бангалора и в 325 км от курортного Гоа, раскинулись руины древней столицы Виджаянагарской империи — города Виджаянагара. Сегодня это место известно как деревня Хампи, окружённая гигантскими валунами, храмами и следами былого величия. Здесь история переплетается с мифами, а камни хранят память о могуществе одной из величайших империй Южной Индии.
История империи: от расцвета до падения
Виджаянагарская империя была основана в 1336 году братьями Харихарой I и Буккой Райей I из династии Сангама. Их вдохновил святой Видьяранья, призывавший бороться с исламскими вторжениями.
Столица, названная «Городом Победы», стала символом сопротивления: здесь развивались торговля, ремёсла и искусство, а население достигало 500 тыс. человек.
Уже в 14-16 ст. в Виджаянагаре существовала канализация и система водоснабжения, а сам город охраняла 40-тысячная армия и 400 боевых слонов, к бивням которых прикреплялись острые мечи. В период расцвета площадь Виджаянагарской столицы составляла до 30 кв. км.
Пик могущества пришёлся на правление Кришнадеварайи (1509–1529), когда империя контролировала территории от Гоа до Шри-Ланки. Этот регион, упоминаемый в эпосе «Рамаяна» как царство обезьяноподобных ванаров Кишкиндха, стал сердцем империи, объединившей юг Индии под знаменем индуизма.
Его могущество было подорвано в борьбе против Бахманийского султаната, а затем против образовавшихся на его территории мусульманских Деканских султанатов.
В 1565 году объединённые силы Деканских султанатов разгромили войска Виджаянагара в битве при Таликоте. Город был разграблен, храмы разрушены, а империя пришла в упадок и после 1614 г. распался на мелкие княжества, окончательно исчезнув к 1646 году.
Хампи расположена на берегу реки Тунгабхадра, чьи воды омывают древние руины. Местность защищена холмами с трёх сторон и рекой — с четвёртой, что делало её идеальной для обороны.
Архитектурные чудеса Хампи
Руины Виджаянагары, включённые в список ЮНЕСКО в 1986 году, поражают масштабами и мастерством строителей:
Строители использовали уникальную технологию: в валунах вырубали пазы, закладывали дерево, поливали водой, и камень раскалывался. Гигантские гранитные блоки, некоторые высотой до 15 метров, до сих пор вызывают вопросы о методах их обработки.
Храм Вирупакши
Храм Вирупакши — действующий храм Шивы. Он имеет 48-метровую гопурам — башню, изысканно украшенную скульптурой и резьбой на темы из индуистской мифологии. По легенде, храм был спасён от разрушения благодаря свинье (нечистое животное для мусульман), которая своим появлением испугала захватчиков.
Надвратная башня (гопурам) — обычно это самое величественное сооружение в храме. Она гораздо ярче и выше самого храма.
Смысл гопурама заключается в том, что, проходя через эти ворота, человек как бы очищается и входит в храм с душой, полной умиротворения и спокойствия.
Храм Виттала
Храм Виттала — шедевр с «поющими колоннами», которые издают мелодии при ударе. Здесь же находится знаменитая каменная колесница — символ Хампи.
Виттала — это не просто храм, а целый храмовый комплекс, посвящённый богу Витталу, который считается воплощением Вишну или Кришны.
Помимо главного храма, здесь также расположены здания для музыкальных, танцевальных и поэтических собраний.
Ну а главным символом храма Витхала (да и наверное всего Хампи) является конечно же большая каменная колесница бога Вишну.
Храм Кришны
Одним из самых удивительных архитектурных творений, посвящённых культу Бала-Кришны, является храм Бала-Кришны в Хампи. Он был возведён в 1513 году виджаянагарским правителем Кришнадевараей.
Лотус Махал
«Лотос Махал», что в переводе означает «Дворец лотоса», — летняя беседка, возведённая для королевской семьи империи Виджаянагара. Это удивительное творение служит ярким примером архитектуры в стиле Виджаянагара.
Двухэтажное здание, построенное из бутового камня и покрытое тонкой штукатуркой, представляет собой настоящее произведение искусства.
Слоновник (стойла для слонов)
Статуя Нарасимха и храм Лакшми Нарасимха
Величественная статуя Нарасимхи — одного из воплощений Вишну — выполнена из цельного куска камня. Эта статуя представляет собой человека с головой льва, погруженного в состояние глубокого транса.
По какой-то причине мусульмане оставили эту скульптуру нетронутой, поэтому сейчас она пребывает практически в идеальном состоянии. Эта монументальная скульптура, расположенная на южной стороне комплекса храмов Хемакуты, возвышается на одноименном холме.
Статуя и храм Лакшми Нарасимха, в котором она установлена, были возведены в 1528 году во времена правления Кришнадеварая, одного из правителей могущественной империи Виджаянагара. Храм посвящён богу Нарасимхе, который считается одним из десяти проявлений Вишну, и Богине Лакшми.
Высота статуи составляет 6,7 метра. Изначально на одном колене Нарасимхи стоял небольшой идол Лакшми, который, к сожалению, упал. Однако эта маленькая статуя была восстановлена и теперь хранится в музее Камалапурама.
Нарасимха изображён сидящим на спине змея Шеши, который, согласно легендам, является воплощением мудрости и знаний. Шеша, изображённый с семью головами, создаёт над головой Нарасимхи подобие ореола.
Королевские весы
Королевские весы — где взвешивали драгоценные металлы для раздачи бедным.
Согласно легенде, король Виджаянагара каждый год должен был одарить бедных пятью металлами, общая масса которых равнялась его собственному весу. В числе этих металлов были золото, серебро и бронза. После того как король уравновешивал весы, подношения раздавались беднякам и храмам.
Интересно, что перед таким случаем королевская кухня готовила любимые блюда короля, а он старался меньше двигаться, набирая лишние килограммы.
На территории руин Виджаянагара расположены остатки храмовых комплексов, дворца Мадхавана, святилищ и статуй индуистских богов, древних торговых улиц, акведуков и каналов.
Виджаянагара стала центром синтеза культур. Здесь развивались:
- Литература — произведения на каннада, телугу и санскрите, такие как «Джамбавати Кальянам» Кришнадеварайи.
- Музыка — карнатическая традиция, основанная на храмовых ритмах.
- Инженерия — системы орошения и водопровода, опережавшие время.
Персидский путешественник Абдул Раззак в XV веке писал: «Этот город такой, какого никогда не видели глаза». Португальцы сравнивали его с Миланом, а руины до сих пор вдохновляют художников и историков.
Хампи — это портал в прошлое, где каждый камень рассказывает о величии Виджаянагара. От мифических валунов, принесённых Хануманом, до колонн, поющих под ветром, это место остаётся символом сопротивления, искусства и единства.
Как писал Эрих фон Дэникен: «Здесь время замирает, а реальность становится сюрреализмом».