История и архитектура: От чуда к масонскому храму
Капелла Сан-Северо, основанная в 1590 году как скромная часовня Санта-Мария-делла-Пьета, обязана своим рождением двум чудесам: явлению лика Девы Марии невинно осуждённому и исцелению первого князя Сан-Северо Джованни Франческо ди Сангро.
К XVIII веку седьмой князь рода — Раймондо ди Сангро (1710–1771), алхимик, изобретатель и Великий Магистр неаполитанских масонов, — превратил её в интеллектуальный и художественный манифест. Под его руководством (1749–1767 гг.) скромная церковь стала единым произведением искусства в стиле барокко, где каждый элемент подчинялся сложной символической программе.
Раймондо ди Сангро (1710–1771 (61 год)) создал множество уникальных изобретений: ружьё, которое работало как на порохе, так и на сжатом воздухе; лёгкую пушку, превосходившую по дальности стрельбы все существовавшие артиллерийские орудия; гидравлический насос для подъёма воды на любую высоту; водонепроницаемую ткань; экипаж-амфибию, способный передвигаться по суше и воде; «вечный свет», основанный на фосфоресценции, и метод цветной печати.
Архитектура капеллы лаконична:
- Однонефное пространство без апсиды, обрамлённое арками с монументальными надгробиями и алтарями;
- Иллюзорный купол (тромплёй) над алтарём, создающий оптический обман глубины;
(25) Гробница Раймондо ди Сангро
- Пол в сине-жёлтых тонах — цвета герба Сангро, выложенный терракотовой плиткой;
Главный алтарь
Главный алтарь установлен на месте явления чудотворного образа Девы Марии в XVI веке. Образ, окруженный ангелами работы Паоло Персико, помещен в верхнем регистре алтарной части.
Нижний регистр, над алтарём, украшен сложной мраморной композицией «Снятие с креста», что соответствует общей идее капеллы как семейной усыпальницы.
Композиция «Снятие с креста» создана после 1762 года. Предполагается, что её автор — Франческо Челебрано. Над безжизненным телом Христа склонились скорбящие Богородица и две мужских фигуры (очевидно, Иосиф Аримафейский и Никодим), их окружают рыдающие ангелы.
Ниже два ангела представляют Нерукотворный образ Спасителя. Его лик выполнен из металла, что усиливает впечатление. Под алтарём, одновременно напоминая о мощах мучеников, традиционно помещаемых здесь, и о грядущем воскресении мертвых, один путти (маленький мальчик) поднимает крышку мраморного гроба, а другой — исследует содержимое гробницы.
Наконец, по обе стороны от алтаря помещены скульптурные группы работы Паоло Персико, представляющие скорбящих ангела и путти.
Фреска «Небесная слава»
Фреска «Небесная слава» (Франческо Мария Руссо, 1749 г.) на своде, изображающая Святого Духа в виде голубя с треугольником в ключе — символ Троицы, интерпретируемый и как масонский знак Великого Магистра.
Скульптурные шедевры: Искусство, преодолевшее материал
План капеллы
(1) «Христос под плащаницей» (Джузеппе Санмартино, 1753 г.)
Центральная скульптура капеллы, изначально задуманная Антонио Коррадини, но завершённая молодым Санмартино после его смерти. Мраморный саван сквозь который видны все детали тела, вены на руках и даже следы от ран.
Легенды гласили, будто князь «окаменил» настоящую ткань химическим составом, но это миф — работа выполнена вручную резцом.
(10) Боковая капелла в честь святой Розалии
(15) Боковая капелла в честь святого Одоризия
(11) «Целомудрие» (Антонио Коррадини, 1752 г.)
Надгробный памятник матери князя, Чечилии Гаэтани дель Аквила д’Арагона (1690—1710), умершей в 20 лет вскоре после родов, выполнено Антонио Коррадини в 1752 году. Фигура женщины покрыта мраморной вуалью, подчёркивающей изгибы тела, но сохраняющей целомудренность.
Символы: разбитая плита (прерванная жизнь) и вянущее дерево у ног. Техника аналогична «Христу»: двухслойный мрамор, где верхний пласт превращён в «ткань».
(14) «Избавление от чар» (Франческо Квироло, 1757 г.)
Памятник отцу князя, Антонио ди Сангро, символизирующий его отказ от пороков. Фигура мужчины, опутанная мраморной сетью, вырезана из единого блока каррарского мрамора. Сеть выполнена из вулканической пемзы — мягкого материала, позволившего достичь невероятной тонкости. На создание ушло 7 лет; современные скульпторы называют эту работу технически необъяснимой.
(9) Сладость брачных уз
(16) Искренность
(7) Религиозное рвение
(7) Ипполита дель Карретто и Адриана Карафа делла Спина, первая и вторая жёны первого князя Сан-Северо, увековечены в работе Фортунато Онелли, завершённой затем Франческо Челебрано (1756). Скульптурная композиция прославляет «Религиозное рвение» двух дам, изображённых в медальоне в центре. Женщинам предстоит старец со светильником в левой руке (указывает на свет Христов) и с бичом в правой (знак неминуемого наказания за ереси). Старец попирает ногами открытую книгу, из которой выползает змея (символ ереси). Склонённый перед старцем путто схватил змею левой рукой, а правой рукой готовится нанести ей удар (ещё один символ победы религиозной истины над ересью).
(17) Самообладание
(17) памятник увековечил память бабушки князя Раймондо Джироламы Лоффредо. Он изваян Франческо Челебрано в 1767 году и является аллегорией «Самообладания». Портрет княгини помещён в медальоне, но главной фигурой является не она, а римский воин, держащий на цепи льва. Так аллегорически показано превосходство человеческого духа и разума над инстинктом и страстями. Капелла Сан-Северо.
(5) Щедрость
(5) Джулия Гаэтани д’Арагона, умершая в 1636 году жена четвёртого князя Сан-Северо, увековечена Франческо Квироло в 1754 году. Собственно лицо княгини можно видеть в медальоне на вершине стелы, в то время как сам памятник аллегорически прославляет «Щедрость». Идеализированная молодая женщина держит в правой руке компас и монеты (соответственно символы уравновешенности и щедрости), а в левой — рог изобилия, из которого рекой льются деньги и драгоценности. У ног женщины помещён орёл, являющийся в данном случае символом умеренности, которая, по мысли автора, неотделима от щедрости.
(19) Воспитание
(19) Памятник двум жёнам пятого князя Сан-Северо Джироламе Караччоло и Клариссе Карафа де Стильяно называется «Воспитание», автором является Франческо Квироло (1753). Монумент воспевает мать-воспитательницу подрастающего поколения. Латинская надпись на постаменте утверждает, что «образование и дисциплина формируют добрые нравы». Воспитанник держит в руках книгу «De Officiis» Цицерона, ценившуюся князем Раймондо в качестве универсального средства воспитания молодёжи.
(3) Приличие
(3) «Приличие» — это сложная аллегория, созданная Антонио Коррадини.
Скульптура изображает обнаженного юношу, который опоясан львиной шкурой. Левой рукой он опирается на колонну, увенчанную головой льва. Львиная шкура и голова символизируют победу царственного духа над низменными страстями и пороками.
(21) Божественная любовь
(21) Последним в ряду аллегорических памятников является «Божественная любовь». Монумент посвящён памяти Джованны Сан-Лучидо, одной из княгинь Сан-Северо, и изображает юношу с горящим сердцем в правой руке.
(22) Памятник Джованни Франческо ди Сангро, 5-му князю Сан-Северо
(22) Памятник Джованни Франческо ди Сангро, пятому князю Сан-Северо, который умер в 1698 году. Создан Франческо Челебрано в 1756 году. На нём изображён ангел, склонившийся в печали. У ног ангела — мраморная морская раковина, древний христианский символ вечной жизни после смерти. Раковина расположена так, словно предназначена собирать слёзы ангелов. Здесь служить сосудом для святой воды.
(20) Памятник Паоло ди Сангро, 2-му князю Сан-Северо
(18) Бюст Паоло ди Сангро, 6-му князю Сан-Северо
(6) Памятник Джованни Франческо ди Сангро, 1-му князю Сан-Северо
(6) Памятник Джованни Франческо ди Сангро, основателю капеллы (предположительно, работа Джакомо Лаццари), представляет собой типичный барочный монумент, на котором герой щеголяет роскошными костюмами, шпагами и шлемами.
Джованни Франческо ди Сангро (1523–1604) с 1572 года — герцог Торремаджоре, с 1587 года — первый князь Сан-Северо.
(4) Памятники Паоло ди Сангро, 4-му князю Сан-Северо
(8) Портрет Винченцо ди Сангро, 8-го князя Сан-Северо (1743–1790)
(2) Памятник Джованни Франческо ди Сангро, 3-му князю Сан-Северо
(23) Памятник Чекко ди Сангро
Технологические инновации и мистификации
- Анатомические машины: В крипте капеллы (27) хранятся две фигуры (мужчина и женщина) с полностью воссозданной кровеносной системой из проволоки, воска и шёлка. Слухи о «металлизации крови слуг» князя опровергнуты, но точность анатомии поражает для XVIII века.
- Вечные краски: Состав для фрески свода, изобретённый Раймондо ди Сангро на основе растительных масел, не выцвел за 250 лет. Рецепт утерян.
- Масонские коды: В скульптурах скрыты символы — глобус («обманчивость мира») у ног «Избавления от чар», светоч («знание») в руках ангела.
Наследие: Музей как загадка
Капелла Сан-Северо — редкий пример сохранения первоначального замысла: наследники князя не изменили её облик. Сегодня это музей, где искусство, наука и мистика сплетены:
«Зайдя внутрь, вы чувствуете себя в драгоценной шкатулке — потолок, стены и пол соединены в единую картину».
Капелла остаётся памятником гению Раймондо ди Сангро, доказавшему: мрамор может стать воздушным, а смерть — выразить жизнь. Как писал Антонио Канова о «Христе под плащаницей»: «Я отдал бы 10 лет жизни, чтобы создать такое».
Краткая версия статьи в Телеграмм: