Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Тадж-Махал: бессмертный символ любви и величия Могольской империи

Оглавление

Тадж-Махал, возвышающийся на берегу реки Джамна в индийском городе Агра (штат Уттар-Прадеш), — это не просто архитектурный шедевр, а воплощение вечной любви и мастерства древних зодчих. Построенный из белоснежного мрамора, 73-метровый мавзолей-мечеть сочетает в себе арабскую, персидскую и индийскую архитектурные традиции, став символом Индии и одним из самых узнаваемых памятников мира.

Мавзолей-мечеть Тадж-Махал (строительство началось в 1632 году и длилось более 20 лет)
Мавзолей-мечеть Тадж-Махал (строительство началось в 1632 году и длилось более 20 лет)

История создания

Строительство Тадж-Махала началось в 1632 году по приказу могольского императора Шах-Джахана. Поводом стала смерть его любимой жены Мумтаз-Махал (урожденной Арджуманд Бану), скончавшейся в 1631 году при родах 14-го ребенка. Легенда гласит, что убитый горем правитель пообещал на смертном одре жены увековечить их любовь. Шах-Джахан сдержал обещание: за 20 лет 20 тысяч рабочих и тысяча слонов возвели мавзолей, ставший памятником не только Мумтаз, но и самому императору, чья усыпальница появилась здесь позже.

Архитектурное великолепие

Большой чарбах (разновидность персидского сада, разделённого на четыре части) находится на переднем плане классического вида на Тадж-Махал
Большой чарбах (разновидность персидского сада, разделённого на четыре части) находится на переднем плане классического вида на Тадж-Махал

Мавзолей Тадж-Махал
Мавзолей Тадж-Махал

Мавзолей Тадж-Махал
Мавзолей Тадж-Махал

Мавзолей Тадж-Махал
Мавзолей Тадж-Махал

Восточная Наубат-Хана в комплексе Тадж-Махал
Восточная Наубат-Хана в комплексе Тадж-Махал

Терраса на берегу реки
Терраса на берегу реки

XVIII век. Вид на комплекс Тадж‑Махал с садом Лунного света, в верхней части страницы
XVIII век. Вид на комплекс Тадж‑Махал с садом Лунного света, в верхней части страницы

Тадж-Махал — синтез культур. Его купола и минареты отражают исламские мотивы, изящная каллиграфия на стенах отсылает к арабскому стилю, а орнаменты и симметрия демонстрируют персидское влияние. Индийская традиция проявляется в использовании местных материалов и технологий. Стены из белого мрамора, добытого в Раджастане, меняют оттенок в зависимости от времени суток: розоватый на рассвете, ослепительно-белый днём и серебристый при лунном свете.

Шах-Джахан: правитель и строитель

Шах-Джахан (1592–1666) — император Великих Моголов, потомок Тамерлана, третий сын Джахангира и внук Акбара Великого, правил империей Великих Моголов с 1627 по 1658 год. Его имя, означающее «правитель мира», он получил за военные победы.

В 1622–1625 годах Шах-Джахан восстал против своего отца Джахангира, но потерпел поражение и был прощён. В 1627 году он стал правителем Могольской империи и, чтобы устранить всех возможных претендентов на престол, убил своих братьев и родственников.

Шах-Джахан (1592–1666)
Шах-Джахан (1592–1666)

В 1648 году император Шах-Джахан перенёс столицу Могольской империи из Агры в Дели, основав там новый город Шахджаханабад (это название Старого Дели). Однако его правление завершилось трагически: в 1658 году из-за внезапной болезни правителя и распространившихся слухов о его кончине вспыхнула междоусобная война между наследниками.

Победу в ней одержал сын Аурангзеб, который сверг отца и заключил его под стражу. По преданию, Шах-Джахан провёл последние годы жизни в заточении в Красном форте Агры, где до самой смерти в 1666 году тоскливо взирал на Тадж-Махал — мавзолей, ставший символом его любви к супруге.

Однако современные историки подвергают сомнению эту романтизированную версию. Исследования свидетельствуют, что местом заключения бывшего императора был Красный форт в Шахджаханабаде (Дели), откуда физически невозможно было увидеть Тадж-Махал, расположенный в Агре на расстоянии свыше 200 км.

Легенда о «грустном созерцании» через реку Джамну, вероятно, возникла как поэтический вымысел, подчёркивающий драматизм судьбы создателя величайшего архитектурного шедевра Индии.

Шах-Джахан (1592–1666)
Шах-Джахан (1592–1666)

Хотя путь к власти был непростым и жестоким, правление Шах-Джахана считается золотым веком империи. Он провёл реформы в торговле, налогообложении и правосудии, что способствовало процветанию государства. Однако главным наследием Шах-Джахана стал Тадж-Махал — архитектурное чудо, где он был похоронен рядом со своей любимой женой.

Мумтаз-Махал: муза императора

Мумтаз-Махал, урождённая Арджуманд Бану, происходила из знатной персидской семьи. В 1612 году, в возрасте 19 лет, она стала женой Шаха Джахана. В день свадьбы отец Джахана, падишах Джангир, дал ей имя Мумтаз-Махал, что означает «украшение дворца» или «жемчужина дворца».

Мумтаз-Махал
Мумтаз-Махал

Мумтаз-Махал была образованной женщиной, хорошо знавшей арабский и персидский языки. На последнем она даже писала стихи. Имела репутацию женщины скромной, но откровенной, искренней, хотя сдержанной.

Мумтаз Махал была не только супругой, но и советником, и спутницей Шах-Джахана. Она сопровождала его в военных походах и за 19 лет брака родила 14 детей. Однако в возрасте 38 лет она покинула этот мир, оставив императора в глубокой скорби, которая вылилась в грандиозный архитектурный замысел.

Гробница Мумтаз-Махал и Шах-Джахана

Гробница Мумтаз-Махал и Шах-Джахана. Мавзолей Тадж-Махал
Гробница Мумтаз-Махал и Шах-Джахана. Мавзолей Тадж-Махал

Гробница Мумтаз-Махал расположена в центре мавзолея. В дальнейшем здесь же похоронили и самого императора, хотя изначально он планировал построить для себя такую же мечеть, но только из чёрного мрамора.

Наследие Тадж-Махала

Сегодня Тадж-Махал — не только мавзолей, но и символ преданности, вдохновляющий художников, поэтов и влюблённых. В 1983 году он вошёл в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007-м был признан одним из Новых семи чудес света. Этот памятник напоминает, что даже владыка империи, чьё правление омрачено жестокостью, способен на чувство, преодолевшее века.

Мумтаз-Махал и Шах-Джахан
Мумтаз-Махал и Шах-Джахан

Тадж-Махал
Тадж-Махал

Тадж-Махал остаётся загадкой, где камень рассказывает историю любви, а геометрия форм говорит о божественном совершенстве. Это место, где искусство и эмоции сливаются воедино, напоминая миру, что истинная красота рождается из глубоких человеческих чувств.

/ Часть 1 / Часть 2 /

Эстетика Эпох