Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Древний миф о спекулянтах: Правда ли, что перепродавать выгоднее, чем производить

Есть мнение, что в экономике существует закон, согласно коему изобретателю полагается 1% прибыли, производителю 10, а остальное – посредникам. Потому покупателю всё достаётся дороже в девять раз. Это древний, живучий миф, имеющий советские корни, – тогда много говорилось о спекулянтах накручивающих цены и, таким образом, извлекающих нетрудовые доходы. Поскольку, торговля это не труд… По заглавной картинке можно сказать, что это ближе к искусству. Хотя, – если вспомнить, – в советское время отношения продавцов и покупателей немного не так выглядели.

-2

Понять, почему «нахлебническое» положение торговцев – миф, не имеющий никакой опоры в реальности, каждый может, попытавшись что-нибудь самостоятельно продать. Хоть бы, ставший ненужным диван, или же щенков, народившихся у собаки. Результатом подобного эксперимента, – если подходить к делу осознанно, понимая попытку именно как «эксперимент», – неизбежно станут два важных открытия. Во-первых, посредники, в общем случае, не нужны. Приложив некоторые усилия, производитель всегда может связаться с покупателем напрямую. Во-вторых, цену товара не нужно рассчитывать. Здесь всё просто: она уже есть. Посмотрев объявления, можно понять почём продаются (а следовательно и покупаются) такие щенки и диваны. И эта цена – данность. От неё не уйти. Если просить больше, то не купят. Сильно меньше же просить, значит, просто потерять деньги.

...Плюс, в процессе проведения эксперимента ясно станет, что цена продажи не находится в явной связи с той, за которую диван был куплен. Как и с расходами на содержание собаки. Она запросто может оказаться как ниже, так и выше в десять раз… Отправная точка в коммерческих расчётах, это не себестоимость, а цена продажи. Всякий товар стоит ровно столько, сколько за него готовы платить. Связь цены с себестоимостью, конечно, есть, но – косвенная. Если товар нельзя продать за цену, покрывающую расходы на его производство, производиться он просто не будет. Это может вызвать дефицит и рост цены, за которую товар согласны купить. Но может и не вызвать. Тогда просто получится, что производитель не выжил в конкурентной борьбе. Другие-то в цену уложились… С другой стороны, конкуренция на рынке не позволяет цене продажи оторваться от себестоимости далеко. Производить-то что попало отбою нет желающих, а вот с покупателями на рынке большие проблемы. Поставив вышеуказанным способом эксперимент на самом себе, каждый неминуемо лично убедится и в этом.

Человеку советской закалки, выросшему в условиях абсолютной монополии на всё (ещё классики марксизма отмечали, что абсолютная монополия гарантирует абсолютный застой) трудно поверить, что цена продажи определяется рынком. Но это уже отдельная, богатая на ненависть, тема. В данном же случае, речь о посредниках.

...Посредники же, как отмечалось выше, не обязательны. Всегда и без них обойтись можно. Но если продажа диванов или щенков не единичный эпизод биографии, а источник дохода, если продавать что-то приходится постоянно, производитель в какой-то момент заметит, что было бы очень кстати, если б его товар кто-то взял сразу крупной партией. Искать покупателей, общаться с ними, – всё это требует времени. Которое можно потратить на то, чтобы товар производить… И совершенно логично, что оптовому покупателю производитель – с удовольствием! – сделает скидку.

И здесь нужно сосредоточиться. За что перекупщику такое счастье? За услугу. За то что хлопоты связанные с реализацией товара перекупщик берёт на себя. Скидка может составлять и 5-10%, и 90%, смотря потому, насколько оказываемая услуга ценна. Если перекупщик просит много, всегда можно обратиться к другому, поскольку нехватки в такого рода предложениях нет. Перепродажа – самый конкурентный вид бизнеса.

Второй важный момент, – плату за услуги перекупщик берёт с производителя, а не с покупателя. Для последнего всё бесплатно. То есть, он платит, – но лишь цену, которую заплатил бы и в любом случае.

Последний тезис тоже легко поддаётся экспериментальной проверке. Точно также как каждый имеет возможность, минуя посредников, продавать, и купить товар, обычно, можно обратившись прямо к производителю… Но тут-то не так всё легко. Серьёзный производитель вообще может, – и это часто бывает так, – отказаться отпускать в розницу. Торговать так, значит увеличить штат, чтоб было кому заниматься оформлением большого количества мелких сделок. Другой может и продать, но с видимым отвращением (ибо у него отнимают время), и не дешевле… Ибо с какой стати? Он не заинтересован ни бессмысленной потере денег, – раз уж за товар готовы платить столько-то, глупо брать меньше, – ни в том, чтобы «обойти» посредника. Почему производителю наплыв привлечённых скидкой розничных покупателей даром не нужен, – смотри пункт один.

...С другой же стороны, производитель, если обратиться к нему напрямую, часто может продать товар и дешевле. Например, фермер, если к нему в деревню приехать за головкой сыра, – дешевле рынка отдаст. Причём, может, и в пятнадцать (sic) раз дешевле, если хозяйствует в условиях крайнего севера и до его фермы три дня по реке на катере нужно добираться… Но не бесплатно же он скидку сделает. Просто, получится, что покупатель ему лично оказал услугу, которую, обычно, оказывает посредник. Разницу между розничной ценой от посредника и ценой от производителя покупатель может получить, лишь как оплату своего труда.

Проще говоря, для того чтобы реализовывать товар, не просиживая лично штаны на колхозном рынке, производитель должен нанять специально обученных людей. Это он и делает. Причём, продавцы не могут быть сотрудниками его предприятия, – даже если это гигантская корпорация, у неё недостаточно людей, чтобы торговать по всему миру (а именно крупного производителя меньшее не устроит). Логично обратиться к посреднику, который реализует через свои сети товары конкурентов.